Учимся правильно общаться с детьми
Учимся правильно общаться с детьми
Вопрос от Анны:
— Добрый день, меня зовут Анна! У меня вопрос детскому психологу, часто слышу от многих родители, которые используют фразы о своем ребенке «он ленивый, стеснительный, жадный, тревожный, безответственный». Как эти определения влияют на детей и подходят ли они для воспитания?» Спасибо!
Ответ от педагога-психолога Елены Александровны:
Здравствуйте Анна! Использование в речи фраз-определений «мой ребенок такой-то и такой-то» говорит о том, что родитель видит проблему. Но эта проблема заслоняет собой ребенка. Взрослый концентрируется на трудности, а самого малыша словно не замечает. Этой фразой он размещает ребенка за проблему. Если мама говорит сыну: «Ты ленивый», она воспринимает детское поведение не в его многообразии и вариативности, а через своеобразную рамку лени, безответственности. И тогда получается, что других поступков от сына она уже не ждет.
Для того чтобы вернуть малышу уверенность в собственных силах и научить его справляться с ленью, страхом, тревогой, родителям стоит взглянуть на ситуацию по-другому и вывести ребенка вовне проблемы.
Размещение проблемы вовне позволяет ослабить влияние стыда, вины и других негативных эмоций, высвободить способность человека к действию. При таком подходе проблема рассматривается как некая воображаемая сущность, живое существо, имеющее собственные цели, намерения и планы, а также свой стиль их реализации.
Иными словами, нужно научиться рассматривать проблему как нечто внешнее по отношению к ребенку, можно даже завести игровой момент: «Ой, опять пришла к тебе Злая Лень и мешает тебе убирать игрушки?». Тогда получается, что не ребенок ленивый, а лень напала на него, малыш не жадный, а жадность мешает ему поделиться игрушкой. Отделяя ребенка от проблемы, мы высвобождаем пространство для возможности поиска средств справиться с этой проблемой, найти подходящий для ребенка способ ответной реакции.
Попробовать переформулировать привычные фразы-определения помогут следующие примеры. «Мой ребенок ленивый. Я бы хотела, чтобы он не был таким». — «Иногда мой ребенок сталкивается с ленью, которая не дает ему делать то, что хочется». «Он так сильно злится, кричит. Я не могу с ним справиться». — «Периодически злоба овладевает моим ребенком, и ему становится трудно контролировать свои действия». «Мой ребенок тревожный». — «Тревога появляется в какой-то момент».
Для перестройки вашего восприятия сына или дочери и самоощущения ребенка письменно ответьте на следующие вопросы:
- Расскажите, что в вашем ребенке есть такого, чем впору гордиться?
- Когда это было?
- Как это получилось?
- Кто еще это знает, видел?
- Как вы к этому относитесь?
- Что в этом важно для вас?
Обязательно прочтите ребенку то, что вы написали. Этот рассказ даст ему инструмент для борьбы с возможными трудностями и, кроме того, сообщит о том, какие положительные качества вы в нем заметили и оценили. Это и станет тем ресурсом, который позволит малышу успешно справляться с проблемой.