Сказкотерапия для малышей
Вопрос от Алены Евгеньевны:
— Здравствуйте! Меня зовут Алена Евгеньевна, моему сыну 2 года, 3 месяца, он очень любит слушать сказки. Расскажите, пожалуйста про сказкотерапию и кому она может помочь? Спасибо за ответ!
Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна
Добрый день, Алена Евгеньевна! Термин «сказкотерапия» в разных ситуациях используют по-разному. И в разных источниках встречаются разные определения этого метода. Многим из нас известно, что сказка знакомит человека с жизнью, помогает перенять опыт, и в конце концов сказка учит. «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», гласит русская пословица. Когда сказку начинают использовать с определенной целью, — то можно говорить о сказкотерапии. Хотим ребенка чему-то научить, например, делиться, и для этой цели используем как инструмент сказку, — это метод сказкотерапии. Хотим развивать ребенка, его фантазию, речь, творчество – и применяем сказку, — мы снова обращаемся к методу сказкотерапии. Это яркие примеры, как многие родители «в быту», нигде специально не обучаясь методу сказкотерапии применяют его с пользой в воспитании своих детей. А вот обращение к сказке для лечения и помощи людям требует уже специальных знаний и подготовки. Специалисты, обученные этому методу так и называются — сказкотерапевты.
В этом случае работа со сказкой – это метод психотерапии. Наш известный российский сказкотерапевт Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет 6 видов сказок, которые применяют специалисты: это сказки художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные и психотерапевтические. Иногда, на приеме у психолога, ребенок сочиняет сказку сам, или вместе со взрослым. Психотерапевт создает условия, в которых человек, работая со сказкой «исцеляется». «Психотерапевтические сказки эффективны в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в психическом и физическом развитии» (Н.А. Строгова). Этот метод может применяться с разной целью и на «разном уровне»: на уровне «бытовом» (с целью нравственного воспитания и развития), и, на уровне «профессиональном» (с целью «исцеления», например, проблемы робости, страха). И здесь я за то, чтобы активно применять этот метод в нашей жизни, в воспитании детей. Но в внимание обратить хочу на то, что применение сказки как метода родителями и специалистами — это не одно и то же.
Когда мы читаем своим детям, сказки, конечно же способствует и развитию, и воспитанию, и веры в победу, и передаче опыта нашим детям. Когда метод сказкотерапии практикует психолог/сказкотерапевт, он достаточно глубоко погружается в очень ранимый внутренний мир ребенка для чтобы помочь, «вылечить» его. И в заключении отмечу, что отличные результаты дает содружество родителей с педагогами и психологами. Специалист сможет проконсультировать вас по вашему вопросу, порекомендовать вам для чтения сказки, и, в определенных ситуациях назначить курс «сказкотерапии».