Своими словами: развиваем связную речь у ребёнка

Вопрос от Анастасии Андреевны: 

— Добрый день! Моей дочке 2 года и 5 мес., у меня два вопроса к логопеду: «Как правильно обогащать словарный запас ребенка?  Когда начинать работу  по развитию связной и грамматической речи?» Большое спасибо. С уважением Анастасия Андреевна.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

Здравствуйте, Анастасия Андреевна! В процессе пересказа дети обогащают свой словарный запас, развивают связность и грамматическую правильность речи. Начинать эту работу нужно постепенно.

2-3 года, обсуждайте сюжеты русских народных сказок. Читая малышу сказки, внимательно рассматривайте иллюстрации и задавайте вопросы: «Кто нарисован на картинке?» — «Курочка Ряба» — «Что она сделала?» — «Снесла яичко»; «Кто нарисован на картинке?» — «Колобок!» — «Что он делает?» — «Лежит на окошке». Такие вопросы помогут ребёнку осознанно воспринимать текст и изображения, развивать и обогащать пассивный и активный словарь. Разыграйте сюжет сказки с помощью игрушек или деревянного конструктора. «Посмотри на игрушки. Кто из них стал тянуть репку первым?» «Кого он позвал? Кто ему стал помогать?» 

3-5 лет, используйте серии картинок с бытовым сюжетом. Возьмите картинки с изображением бытовых сюжетов. Сначала показывайте карточку с изображением причины, затем карточку с изображением следствия. Например, «руки, которые тянутся к чашке» и «осколки разбитой чашки на полу». Спросите: «Что случилось сначала?» — «Кто-то неаккуратно взял чашку… поэтому… она упала на пол и разбилась». Перед выходом на улицу полезно задавать вопросы: «Почему мы берём с собой зонт?» — «Потому что на улице дождь». На прогулке обращайте внимание на изменения окружающей обстановки: «Почему на улице лужи?» — «Потому что прошёл сильный дождь».

5-6 лет, помогайте в составлении рассказа, начиная описание (о ком рассказ, когда он происходит, что делают герои). Повествование — это связный рассказ о случившихся событиях. Допустим, происходящие с героями события зарисованы в 3−5 картинках. Задача ребёнка — внимательно их рассмотреть, понять, что было по времени раньше, а что позже, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка — это новое предложение. Вместе получается связный рассказ. Чтобы усложнить задачу, попробуйте придумывать, что случилось до и что случилось после события, изображённого на картинке. Поиграйте в  «Что сначала — что потом». Первое предложение говорит родитель, второе — ребёнок; можно выбрать ведущего с помощью считалки; начинает тот, кто верно ответил на предыдущий вопрос. «Сначала зима, а потом… весна. Сначала день, а потом… вечер». Ещё одна полезная игра — «Сейчас и раньше», в неё играют с мячом. Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит: «Сейчас лошадь», ребёнок бросает мяч обратно со словами: «а раньше жеребёнок». «Сейчас овца» — «А раньше ягнёнок». «Сейчас петух» — «А раньше цыплёнок».

6-7 лет, обращайте внимание на связность, выразительность, эмоциональность рассказа. Разложите перед ребёнком картинки в произвольном порядке и предложите внимательно их рассмотреть. Попросите переместить картинки таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ и придумать ему название. Полезно задавать и такой вопрос: «Как ты думаешь, какую мысль хотел донести автор?» При составлении рассказа по серии картинок задействованы не только такие познавательные процессы, как восприятие, речь и мышление, но и внимание и память. Поэтому использование игр на развитие памяти и внимания будет способствовать эффективному развитию умения составлять связный рассказ по серии картинок.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3311877/pub_5f58dcbfefb9584a82fc5c06_5f58dd64efb9584a82fdac5b/scale_1200

Читайте также: