Как общаться с ребенком, чтобы разнообразить его словарный запас

Как общаться с ребенком, чтобы разнообразить его словарный запас

Вопрос от Юлии Сергеевны: 

-Добрый день! Меня зовут Юлия Сергеевна. У меня вопрос к логопеду: «Как правильно общаться с ребенком, чтобы разнообразить его словарный запас?» Заранее благодарна, за ответ.

Отвечает на вопрос учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

— Здравствуйте, Юлия Сергеевна! Представим себе ситуацию, когда «да» и «нет» — единственные слова, которые ребенок использует для коммуникации. Кроме них могут быть какие-либо звуки, слоги, но других слов — нет. Как правильно выстроить общение с малышом? Сначала определимся с задачами. 

Начинаем общение. Использование слов «да» и «нет» — реактивное. То есть эти слова представляют собой реакцию на чужую речь. В ситуации, когда ребенок только отвечает на чужое обращение согласием или отказом, первостепенная задача — формирование умения начинать общение, выражать свои потребности. Для этого нужно выяснить, какие из имеющихся звуков, слогов, жестов и других средств ребенку проще и удобнее использовать для привлечения внимания. Начало общения подкрепляется вопросами, конкретизирующими потребности малыша («Ты хочешь поговорить?», «Ты хочешь гулять?», «Тебе что-то дать?»). В таких вопросах важно выделять значимое слово, с которым ребенок может согласиться или не согласиться. Обязательно следует избегать двойных вопросов («Ты хочешь спать или купаться?») — на такой вопрос нельзя ответить «да» или «нет». После подтверждающего ответа необходимо еще раз повторить значимое слово, эмоционально и четко, чтобы дать ребенку образец слова, которое он в дальнейшем сможет использовать.

Создаем ситуацию успеха в коммуникации. То есть стараемся исключать простое угадывание желаний малыша. В ситуации угадывания вероятность отрицательного ответа выше, чем положительного. Если же ребенок чаще встречается с непониманием (неугадыванием), то у него может сформироваться негативная реакция на ситуацию общения. Чтобы этого избежать, можно придерживаться следующей последовательности.

  1. Выбирайте вопрос, на который ребенок точно ответит «да». Например, после сигнала о желании начать коммуникацию это могут быть вопросы: «Ты меня зовешь?», «Это ты меня зовешь?», «Хочешь что-то?» 
  2. Предложите совместную деятельность: «Давай вместе найдем, что ты хочешь».
  3. Если ребенку доступны жесты или показ нужного предмета, используйте эти варианты. Если они недоступны, предложите ребенку вспомогательные средства, которые ему помогут выразить желание (на прогулке указательный жест, демонстрация направления движения или само движение, в быту можно предложить заменители реальных предметов или фотографии).
  4. Если угадывание все-таки необходимо, вносите в ситуацию элемент игры — хмурьтесь, приставляйте палец ко лбу, делайте все, чтобы ситуация угадывания становилась для ребенка смешной и интересной. С одной стороны, это сделает ваше неугадывание не столь неприятным, с другой стороны, у ребенка появится позитивный опыт переживания этой коммуникативной неудачи.
  5. После успешного угадывания обязательно произнесите слово, обозначающее угаданный предмет, процесс, действие, в доступной для ребенка форме («Кач-кач», «Ляля», «Спать!»)
https://06.flat12-dev-server.ru/storage/articles/December2021/303d5d76-32cf-407e-a384-3a6bf89ff28d.jpeg

Читайте также: