Ребенок много фантазирует

Вопрос от Евгении: 

-Здравствуйте! Меня зовут Евгения, у меня вопросы к детскому психологу: «Почему и для чего маленькие дети представляют себя сказочными героями и придумывают воображаемых друзей? О чем могут сообщить взрослым детские фантазии? Когда стоит забеспокоиться?» Спасибо!

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

-Здравствуйте, Евгения! Фантазирование — естественная возрастная особенность детей дошкольного возраста. Появляясь в конце раннего детства (примерно к 3 годам), оно продолжает развиваться сначала в игре, а затем постепенно переходит в другие виды деятельности ребенка: рисование, литературное и театральное творчество. Дети впитывают все, что происходит вокруг них, дополняя реальность воображаемыми компонентами, и активно воплощают в играх придуманное. Примеряя разные роли, они могут представлять себя сказочными персонажами, героями мультфильмов, представителями различных социальных ролей, профессий. 

Освоив на очередном этапе развития навык игры во внутреннем плане, обнаружив, что можно играть без каких-либо видимых предметов и действий, дети начинают придумывать себе домашних питомцев, друзей, других членов семьи. Таким образом они продолжают открывать для себя мир вещей и мир людей. Склонность к фантазированию зависит от разных факторов: возраст, интеллектуальное развитие, пережитый опыт, окружающая среда (в том числе особенности воспитания и обучения), индивидуальные особенности личности. У некоторых (например, творчески одаренных) детей их фантазии в дальнейшем могут воплотиться в жизнь, став основой для литературного творчества.

Иногда фантазии необходимы детям, чтобы уйти от проблем, справиться с непереносимыми переживаниями. С помощью воображения они создают свой собственный мир, в котором можно делать то, что недоступно в реальности, чувствовать себя успешными, значимыми, любимыми, контролировать все происходящее. Таким образом происходит своеобразная разрядка эмоционального напряжения, когда нереализованные потребности удовлетворяются в символическом плане.

Если к такому фантазированию ребенок прибегает слишком часто, оно может заменить другие виды деятельности и стать местом ухода от реальности. В этом случае может потребоваться помощь детского психолога.

Сигналы тревоги

К счастью, чаще всего детские фантазии не несут в себе какой-либо серьезной угрозы развитию. Иногда они указывают на наличие проблем, с которыми взрослые могут справиться самостоятельно или при помощи детского психолога.

В дошкольном возрасте патологическое фантазирование может выглядеть как перевоплощение в сказочных героев, животных, неодушевленные предметы, детей противоположного пола. При этом дети сердятся, когда взрослые отказываются поддерживать их фантазии, могут не всегда отзываться на свои настоящие имена, ведут себя полностью в соответствии с образом. В более старшем возрасте появляются сложные, оторванные от жизни сюжеты, часто с необычным содержанием. Дети могут выглядеть молчаливыми, медлительными, пассивными, рассеянными, хотя при этом они охвачены яркими представлениями и образами, которые видят перед собой. Вмешательство извне не может прервать процесс фантазирования или повлиять на его содержание, а эмоциональная охваченность фантазиями воспринимается ребенком, как нечто гораздо более интересное и значимое, чем все остальное, что происходит в действительности. Часто такое фантазирование длится на протяжении нескольких месяцев или даже лет.

Заметив перечисленные особенности, родителям следует обратиться к врачу-психиатру. Причем важно сделать это как можно раньше, чтобы ребенок быстрее получил необходимую ему помощь и как можно больше возможностей для дальнейшей социальной адаптации.

Во всех остальных ситуациях важно быть в контакте со своим ребенком, наблюдать за его фантазиями, сопереживать им, понимая, что они — основа развития воображения и творческого мышления.

https://pbs.twimg.com/media/FGlDn8SWUAIVyWz.jpg

Читайте также: