Детское заикание — проблема, вызывающая множество вопросов

Вопрос от Татьяны: 

-Добрый день! Меня зовут Татьяна, хотелось бы узнать мнение специалиста по поводу: «Нужно ли исправлять заикание и как это сделать?» Заранее благодарна за совет.

Отвечает на вопрос учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

— Здравствуйте, Татьяна! Заикание — это нарушение темпо-ритмической организации речи, которое связано с судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Полностью механизм заикания не раскрыт до настоящего времени. Однако признано, что первостепенную роль в возникновении судорог играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга.

Программа преодоления заикания. Многоаспектность проблемы говорит о том, что и ее решение будет комплексным — лечебно-психолого-педагогическим, предполагающим воздействие разными средствами не только на речь ребёнка, но и на его организм в целом, личность, поведение. Индивидуальная программа преодоления заикания обычно составляется и контролируется логопедом. В такой программе выделяется ряд блоков. Лечебно-оздоровительная работа проводится строго по предписанию и под контролем врачей (педиатр, невролог, психотерапевт) и предполагает улучшение или стабилизацию соматического и психофизиологического состояния ребенка. Это обеспечивается медикаментозной поддержкой, выработкой режима дня и рациона питания, проведением закаливающих процедур и лечебной физкультуры, физио- и психотерапевтическим воздействием. Психологическая поддержка предполагает работу не только с ребенком, но и с семьей в целом. Она обеспечивает избавление ребенка от неправильного отношения к заиканию, от психологических наслоений в виде страха, стыда за свою неполноценную речь. Важно сформировать правильную позицию семьи, выражающуюся в избегании как чрезмерной требовательности и жесткости в отношении заикающегося и его речевого поведения, так и гиперопеки, чрезмерной предусмотрительности, провоцирующей раздражительность у ребенка.

Логопедические занятия являются важнейшим компонентом в системе преодоления заикания. Цель логопедической работы — формирование плавной речи, устранение или ослабление судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики.

Преимущественной формой являются групповые занятия, поскольку именно в коллективе обеспечиваются оптимальные условия для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков речевого поведения. Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по формированию навыков правильной речи и поведения (коррекция неправильного произношения, беседы психотерапевтического характера). В систему логопедической работы включаются также логоритмические занятия, на которых достигается координация речи — ритма — движения с использованием музыки. Разработан ряд систем преодоления заикания, реализуемых в различных образовательных, клинических, психолого-педагогических центрах. Родителям для достижения хорошего результата необходимо соблюдать все рекомендации, данные специалистами, обеспечивать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье, поддерживать необходимый речевой режим и верить в успех своего ребенка. 

https://lalioplus.ru/upload/iblock/531/53121906de17b301c5d25fd99ee314ed.jpg

Читайте также: