Логопедические занятия для детей 2-3 лет дома

Вопрос от Екатерины: 

-Здравствуйте! Меня зовут Екатерина, часто слышу о логопедических занятиях с детьми 2-3 лет дома, научите, пожалуйста, как правильно проводить их. С большим удовольствием буду заниматься с дочкой. Заранее благодарна.

Отвечает на вопросы учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

— Здравствуйте, Екатерина!  С детьми можно заниматься дома. Каждый ребёнок индивидуален. Один начинает разговаривать рано, другой – поздно. Конечно же, все родители переживают, когда их ребенок в 2 года не хочет говорить вообще, а только показывает пальчиком. Чтобы таких казусов не происходило, нужно с малышами регулярно проводить логопедические занятия. 

Разминка: пальчиковые игры. Мало кто верит, что мелкая моторика развивает речь. Однако это научно доказано. Поэтому старайтесь уделять внимание пальчиковым играм. Приведём несколько примеров: Сложите большой и указательный пальцы. Остальные же пусть будут подняты и растопырены. Покажите детям этого петушка, приговаривая: «Наш Петя-Петушок, золотистый гребешок, пошёл на базар и купил один сапожок». Большой и указательный пальцы сомкните и постучите ими по столу. В это время говорите: «Вот курочка пришла и зёрнышко нашла, сама не съела, а деткам отнесла». Большой палец сомкните с двумя средними, а мизинец и указательный просто слегка согните, приговаривая: «Мышка грызёт сушки, кошка пришла, мышка в нору уползла». Выгибайте фаланги в разные стороны, говоря при этом: «Наши пальцы очень дружные, всем они нужные. Надо братьев посчитать, на одной руке их пять. На второй их не меньше, они все хороши, ведь пальцы мои». 

Артикуляционная гимнастика. Прежде чем проводить логопедические занятия для детей 2-3 лет дома, необходимо разработать мышцы языка. Для этого и нужна артикуляционная гимнастика. Её желательно проводить вместе с малышом перед зеркалом: Пусть ребёнок представит, что язычок – это кисточка. Его рот должен быть слегка открыт. Языком нужно проводить по нёбу в сторону горла и обратно к зубам.

Упражнение «Язычок на качелях». При этом рот откройте широко. Язык в это время лежит под нижними зубами. Затем его кончик поднимите под верхние зубы. Это упражнение нужно проделать не меньше четырёх раз.

Упражнение «Вкусное варенье». Языком нужно облизать сначала верхние губы, затем перейти на нижние. Выполняйте упражнение 5 раз. Почистите языком зубы. Широко откройте рот. Проведите язычком сначала по нижним зубам, потом по верхним. Проделайте это упражнение 4-5 раз. 

Звукоподражание: Кто звучит? Что стучит? Для этого нужно с ребёнком подражать звукам животных или предметов. Проговаривайте с малышом следующие фразы: «Наша лягушка в болоте глава, сидит на песочке и говорит: «Ква-ква». «Петушок боялся упасть в реку и всё кричал: «Ку-ка-ре-ку». «Колокольчик мой целый день звенит «динь-динь». «Зайка морковку грызёт аппетитно и создаёт небольшой шум: «Хрум — хрум». «Дождик говорит: «Кап-кап». Нужно зонтик с собой брать». «Лошадь весело бежит и копытами стучит. Это вам не сапожок, а звук стука «цок-цок-цок». «Свинка говорит: «Хрю-хрю, я вам конфетку подарю». «Часы о времени дают нам знак и звучат они «тик-так». «Паровоз ездит по свету и твердит: «Ту — ту, я еду». «Заблудилась Анечка в лесу и звала друзей: «Ау-ау». 

Логоритмика. Такие занятия помогают малышам не только освоить речь, но и пополнить словарный запас. Логопедическая ритмика развивает у ребёнка моторику, речь, мышление, память, внимание. Упражнения даются детям с двух лет. Когда малыш плохо говорит, пусть повторяет только то, что запомнил. Если же он совсем не разговаривает, тогда взрослый поёт, а у ребёнка в это время развивается слух и пополняется речевой запас. 

Игра «На прогулку». Нужно вслух читать стих, под который малыш повторяет определённые движения: Наши ножки (тянется ладошками к ногам) шагают по дорожке (ручками хлопает по коленкам). По кочкам, да по кочкам (передвигается медленными шажками) переступают все цветочки (высоко поднимает ноги). 

Игра «Погода». Ребёнок сидит на стульчике и слушает медленную музыку. Когда вы говорите: «Дождь пошёл», — он ладошками в ритме хлопает по коленкам. Услышав слова: «Молния появилась», – малыш звонит в колокольчик. Когда вы сказали: «Гром гремит», – ребёнок громко топает ногами. При слове «тишина» малыш замолкает и минуту сидит без движения. Сделайте зарядку, приговаривая: «Сначала поднимаем ручки «раз-два-три», затем опустим наши ручки. Ножками потопаем, ладошками похлопаем, попрыгаем, побегаем, зарядку мы доделаем. И станем мы опять тихонечко гулять». 

Игры на развитие слуха.  Эти занятия нужны для того, чтобы у ребёнка развивался слух. Дети должны определять звуки. Это может быть звук дождя, грома, лай собаки или мурлыканье кошки. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет должны проходить в обычном режиме. Помните, это – не патология, а скорее всего, лень, которую необходимо побороть при помощи увлекательных упражнений. Дайте прослушать малышу 2 звука, например плач ребёнка и работающего пылесоса. Пусть карапуз определит, кто или что издаёт звук. Когда ему уже легко даются задания, можете усложнить упражнение. Дайте прослушать малышу 3 разных звука, а затем 4. Если он не торопится сказать, тогда помогайте ему и не ругайте кроху. 

Стихи для развития речи. Занятия логопеда для детей 2-3 лет можно проводить родителям и в домашних условиях. Если будете упражняться с малышом ежедневно, тогда он начнёт говорить быстрее, чем вы ожидаете. Стихи – это неотъемлемая часть развития речи. Важно, чтобы присутствовала несложная рифма, тогда ребёнку будет интересней заниматься: «В речке произошла небольшая драка. Что-то не поделили два рака». «Всегда прячется в панцирь от страха наша милая черепаха». «Топотушки, топотушки, скачет зайка на опушке. Он устал и присел и морковочку поел». Стихи для детей 2-3 лет предлагаются совсем небольшие, чтобы ребёнку их можно было легко запомнить. 

Чистоговорки. Они тоже необходимы для развития речи малыша, должны быть недлинными и легко запоминающимися: «Ох-ох-ох – наш котик не так уж и плох». «Ух-ух-ух – раскричался наш петух». «Ах-ах-ах – мы стоим на ногах». «Ша-ша-ша – вкусная у мамы получилась лапша». «Шу-шу-шу – я у папочки спрошу». «Ши-ши-ши – как шумели камыши». Такие чистоговорки можете придумать самостоятельно. Всё зависит от того, какие буквы не выговаривает малыш. 

Первые несколько занятий должны проводиться не более 3 минут. Затем можно время постепенно увеличивать. Важно, чтобы малышу нравилось. Если вы видите, что ребёнок устал и не хочет заниматься, не заставляйте. Отложите упражнения до тех пор, пока у малыша не появится настроение для занятий. Лучше понемногу заниматься ежедневно. Тогда у малыша формируются навыки, привычки и память. Не ругайте его за неправильные движения и произношение. Помните, ваш кроха только учится. Не отбивайте у него охоту от занятий. Ведь если будете ругать и наказывать, тогда ничего хорошего не получится. Ежедневные занятия помогут вам и малышу достичь больших успехов. 

https://kidbooms.ru/wp-content/uploads/d/0/6/d06e7d6b6d9b56a478a453e51f6ee58c.jpe

Читайте также: