Детский психолог консультирует

Консультация для родителей

«Почему запреты родителей неэффективны»

В каждом ребенке есть что-то от экспериментатора, ведь познание мира опытным путем приносит ему наибольшую радость. Малышу недостаточно лишь просто получить информацию о том, что делать нельзя. Чтобы узнать что-то на самом деле, ребенку нужно это обязательно проверить — лучше всего, конечно, эмпирическим путем. Любознательность малыша по отношению к окружающему миру, его отношения с другими людьми, переживание как положительных, так и отрицательных эмоций, познание своих границ и индивидуальности неизбежно приводят к тому, что ежедневно из уст взрослых он слышит слово «нет», причем множество раз: не бегай, не тяни собаку за хвост, не вставляй пальцы в розетку, не бей брата. Но в результате все происходит ровно наоборот. Каждый раз, когда родители говорят «нет», их целью являются установление для ребенка необходимых границ, помощь при соблюдении определенных норм поведения и адекватного отношения к чему-либо, но в первую очередь создание безопасных условий для исследования окружающего мира. Только почему же результат этих запретов абсолютно непродуктивен? Почему он НЕ работает?
Если малыш уже в сотый раз за день слышит слово «нет», то от такого избытка оно перестает производить на него должное впечатление. Эффект в том, что, конечно, это слово действует, только совсем иначе, нежели так, как имел в виду человек, его произнесший. И что происходит тогда? Слово «нет» усиливает действие следующего слова, которое в произнесенном указании располагается прямо за ним.
Это означает, что если мы скажем «не бегай!», то, вместо того чтобы прекратить движение, ребенок с большой радостью продолжит мчаться что есть силы. Малыш понимает только указание «бегай», потому что как ему иначе понять, какая деятельность скрывается под словами «не бегай!»? «Не бегай!» Что это, это езда на велосипеде, самокате, а может, поедание сладостей или просто остановка на месте? Ведь трудно однозначно сказать, что автор слов имел в виду. А потому ребенок отбрасывает частичку «не» и не берет ее во внимание.
Эта ситуация показывает, что запреты информируют ребенка только о том, что он делать не может, но вовсе не говорят о том, как именно себя вести. Даже если ребенок захочет послушаться этого запрета и перестать бегать, кричать, прыгать он все равно не знает, что можно сделать взамен. Как же в таком случае формулировать инструкции и указания?
Легко запрещать снова и снова, гораздо труднее указать ребенку на возможные альтернативы его поведения. Обращаясь к малышу, необходимо проинформировать его о том, какого конкретно поведения вы от него ждете. Вместо «не бегай» можно сказать «стой», «иди медленнее» или «посиди немного».
В ситуации, когда мы постоянно что-то запрещаем, ребенок может почувствовать, что сам он ничего не вправе сделать и ни на что не может повлиять. Проговаривание в виде положительных указаний альтернативных вариантов поведения будет не только давать ребенку нужное понимание ожиданий и ощущение спокойствия в связи с этим, но и создаст условия для формирования собственной автономии и независимости, столь важной в развитии каждого человека.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1857933/pub_5f11d9c73387de7abad6c071_5f11db271d23c451b3851136/scale_1200

Читайте также: