Как не подавить волю ребёнка и помочь ему в его естественном развитии
Вопрос от Марины Сергеевны:
-Здравствуйте! Существует мнение, что ребенок при рождении — это белый лист, на котором мы, взрослые, сами можем писать его историю. Как не подавить волю ребёнка и помочь ему в его естественном развитии? С уважением Марина Сергеевна.
Отвечает педагог — психолог: Горшкова Наталья Николаевна
— Добрый день, Марина Сергеевна! Но это ошибочное представление о ребенке, и оно порождает конфликты между взрослыми и детьми в будущем. Задача родителей — изменить взгляд на ребенка и посмотреть на него с точки зрения отдельной личности, у которой есть свои потребности, свой план развития. Цель воспитания в данном случае — помочь ребенку реализовать этот план, а не проецировать свои ожидания и представления о нем. Надо сказать, что воспитание малыша начинается с момента его развития.
0 — 3 года В данный период времени ребенку важно находиться рядом с мамой. Маме необходимо как можно чаще держать его на руках, общаться с ребенком в позитивном ключе, реагировать на любые проявления малыша. Ребенку же важно находиться рядом с мамой, слышать биение ее сердца, чувствовать мамин запах и тепло. Ребенку требуется гармоничная естественная среда, позволяющая ему исследовать мир благодаря своим органам чувств. Если у ребенка будет достаточно пространства для беспрепятственного движения, а также будут удовлетворены его базовые потребности в любви, заботе, в соблюдении биологического ритма, то малыш будет развиваться гармонично и естественно. Поддержка взрослых заключается в организации определенной образовательной среды для ребенка, и если не знать об особых сензитивных периодах, пропустить их или сделать недостаточно на данном этапе развития, то могут возникнуть сложности в дальнейшем. Свобода движения в первый год жизни имеет огромное психологическое значение. Ребенок развивается в такой среде, где может беспрепятственно двигаться, исследовать окружающий мир, получая драгоценный опыт познания.
3 года — это возраст самопостроения личности. В этот период у него еще действует так называемый впитывающий разум: ребенок еще готов впитывать все, что его окружает, ту среду, которую организует для него взрослый. Как правило, в этом возрасте ребенок идет в детский сад. Его среда обитания расширяется, появляется больше общения со сверстниками. В этот период родители могут поддержать развитие самостоятельности, предлагая ребенку упражнения практической жизни: определенные рутинные дела по дому, касающиеся заботы о себе и об окружающей среде. Благодаря тенденции к самосовершенствованию ребенок с большим удовольствием будет ухаживать за собой, будь то одевание-раздевание, вытирание носа и рук, чистка обуви и многое другое. Взрослым необходимо дать ребенку возможность ухаживать за собой, так организовать среду, чтобы ребенок мог беспрепятственно взять определенные инструменты: например, платочки для вытирания носа или расческу. В специально отведенной для ребенка зоне должно быть все необходимое: зеркало на уровне его глаз, низкие стул и стол, шкаф с его вещами, для того чтобы он мог пользоваться всем самостоятельно. Стоит почаще привлекать ребенка к совместной деятельности и не отказывать ему, если он вдруг захотел готовить еду вместе с мамой, или подметать, или поливать цветы. Взрослые должны поддерживать его в этом и относиться к нему с уважением, учитывая его стремления и желания.
Послушный — это какой? Послушание — это естественное явление человеческой жизни, но послушание не приходит в один день, проходит определенные стадии развития. На первом уровне ребенок повинуется не всегда и может не выполнить просьбу взрослых. Послушание на этой стадии зависит прежде всего от развития способности ребенка быть хозяином своих действий. Для этого нужно организовать среду, в которой он может проявить все свои лучшие качества.
Следуем за ребенком Независимость — это естественная часть развития. Взрослым стоит изменить взгляд на ребенка и дать ему больше возможностей для проявления себя, своей самостоятельности. Необходимо создать атмосферу любви, поддержки и принятия в семье. Ребенку нужна атмосфера не конкуренции, а сотрудничества. Взрослый — не учитель, а помощник. Важно помнить, что дети имеют право на ошибку. И в благоприятной среде они способны справиться с проблемой самостоятельно. Родителям следует относиться к ребенку адекватно, не предъявлять неоправданных ожиданий и не сравнивать его с другими. Ментальные функции, такие как мышление, память, развитие логики, гораздо важнее, чем умение читать, писать, считать. Самое главное — не делать что-то за ребенка, а помочь ему сделать это самому.