Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

14 января, 2021 by admin

Вопрос от Валентины: 

— Добрый день!  У моего 2 летнего ребенка трудности в переходе от звукоподражательных слов «топ-топ», «ав-ав» и других к общеупотребительным словам. Как помочь малышу «разговориться»? Большое спасибо! С уважением, Валентина.

Отвечает на вопрос учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

— Здравствуйте, Валентина! Для того чтобы малыш не «застрял» на уровне звукоподражаний надолго, в общении с ним старайтесь придерживаться трех основных принципов:

— важно одновременно знакомить малыша со звукоподражательным и обычным словом, чтобы он сразу усваивал звучание и значение обычных слов, которые используют взрослые в общении друг с другом;

— нужно дать малышу возможность общаться с помощью звукоподражательных слов, это пока что единственно доступный ему способ произнести нужную реплику в диалоге со взрослым.

— в разговоре с ребенком старше 2 лет необходимо использовать только обычные слова. 

Приемы обучения.  Разговаривая с ребенком, необходимо предлагать ему модели из «взрослого» языка: упал вместо бах, машина вместо би-би, собака вместо ав-ав. На этом этапе не имеет значения звуковое оформление произносимых ребенком слов, важно, чтобы сохранялась их слоговая структура. Например, допустимы варианты слова «каша» — «кася», «каха», «кака», «ася». Можно начать с простой слоговой структуры: да, нет, на, дай, вода, каша, сок, суп, стол, стул. Повседневные ситуации приема пищи — время приятных эмоций, на фоне которых ребенка можно знакомить с названиями основных продуктов, учить выбирать, используя простые общеупотребительные слова «да» и «нет».  «Хочешь еще супа? Еще супа? Нет? Не поняла: да или нет? Нет!» — говорит мама во время обеда.  В такой беседе и мама, и малыш учатся лучше понимать друг друга.  

Речевые инициативы взрослого.  В диалоге с ребенком старайтесь выбирать максимально упрощенную форму вопроса — так называемый вопрос без вопросительного слова. Если малыш не может использовать этот вариант вопроса как подсказку для правильного ответа, мама сама предлагает другие варианты помощи. Она выбирает нужное слово, но произносит его с вопросительной интонацией («Да?»), адресуя этот простой вопрос ребенку. Ему остается только повторить нужное слово с утвердительной интонацией или кивнуть головой. Также мама может переспросить ребенка, задав ему вопрос в альтернативной форме («Да или нет?»). В этом случае выбор остается за ребенком.

Попробуйте создать для малыша ситуацию выбора: предмета, игрушки или действия, любимого блюда или напитка. Ребенок с радостью сообщает о своих намерениях, когда его спрашивают, пойдет ли он на горку или на качели, какую он наденет шапку: красную или желтую, покатает ли он куклу на машине или в коляске, с кем он будет купаться: с уточкой или корабликом. Такие речевые инициативы взрослого позволяют следовать за ребенком, с уважением относиться к его выбору, побуждают к диалогу, общению по поводу конкретных ситуаций.

Для развития речевой инициативы важно показывать малышу, что его личный интерес достоин внимания и обсуждения. Так, постепенно ребенок становится полноценным участником речевого диалога.

Учимся через игру.  Похожие приемы можно использовать и в игровых ситуациях. Накрывая вместе стол с угощениями для кукол, спросите малыша: «Ляля будет пить чай или сок?» Если ребенок затрудняется ответить, переспросите его: «Как ты думаешь, что она будет пить: чай или сок?» Делайте акцент на желании самого малыша, предоставляйте ему возможность самостоятельно сделать выбор в соответствии с ситуацией.

Диалог при этом разворачивается от лица персонажа, вместе с ребенком взрослый говорит за игрушку, помогая персонажу ответить на вопрос. В следующий раз обсудите, что налить котику: молоко или воду, куда собачке поставить миску: на пол или на стол. Малыш непременно увлечется такой игрой, с удовольствием будет помогать любимым игрушкам отвечать на вопросы, благодаря чему в дальнейшем будет складываться и собственно речевое общение, в котором он будет успешным собеседником.  

Когда мы даем ребенку возможность ориентироваться на свои желания и право выбора, у него появляются хорошие стимулы для речевой активности. А это значит, что на смену звукоподражаниям постепенно придет общепринятый лексикон. 

https://api.rastimdetey.ru/storage/articles/773/images/3aa77d43-0382-4b6a-8764-6787e9c2903c.jpeg

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

12 января, 2021 by admin

Вопрос от Светланы: 

— Здравствуйте! Меня зовут Светлана, у меня растет малышка, ей сейчас 2 года и 7 месяцев. Хочу задать вопрос детскому психологу о правилах для ребенка. Для чего они нужны и как их выстраивать? Научите, пожалуйста, как сформулировать разумные правила и сделать так, чтобы ребенок их принял, запомнил и выполнял. Большое спасибо! 

Отвечает педагог психолог: Комлева Елена Александровна

— Добрый день, Светлана! Правила или нормы — важная социальная опора нашей жизни. Для любой совместной деятельности нужно умение договариваться, в первую очередь — о правилах. Родителям, важно научиться формулировать разумные правила и сделать так, чтобы ребенок их принял, запомнил и выполнял. Ведь нередко случается, что правила не работают. А протест против правил возникает часто и у взрослых людей, и у детей. Дети обычно слушают родителей, но иногда, чаще на первых порах правило не принимается. Как быть? Прежде чем принять новое правило, необходимо:

— поговорить, обсудить его с ребенком;

— хорошо помогают в этом тематические сказки, рассказы; 

— с маленькими детьми отлично помогают рисунки — можно составить небольшую брошюру с картинками об определенном правиле (читать дети пока не умеют, но рисунки они отлично понимают);

— можно «внедрить» систему поощрений за выполнение правила — таким образом вы постепенно будете закреплять нужное поведение (это могут быть наклейки, или жетончики, которые со временем можно будет на что-то обменять, и лучше, если это будут не сладости, а какая-то интересная с родителями деятельность).

Запрещая ребенку что-то, мы делаем это ради сохранения благоприятных условий там, где несколько человек вместе проводят время. Например, где много других детей и нужно, чтобы все примерно одинаково понимали, как действовать в этом месте можно и нужно, а чего делать не стоит.

Но когда мы заявляем, что с сегодняшнего дня не делаем того, что делали еще вчера, и декларируем это, не давая рациональных объяснений, то так мы не решаем проблему разумной регуляции деятельности, а только показываем, кто в доме хозяин — «Это вопрос власти. Мы таким образом транслируем ребенку, что здесь решаю я, а ты для того, чтобы слушаться».

От взрослого, который властно, без объяснений вводит правило, потребуется постоянный контроль его соблюдения. Дети при установке «Я сказал, а ты слушаешься» очень редко фиксируют правила. Родителю придется беспрерывно проверять, выполняются ли его требования. Но неусыпный контроль лишь повысит уровень напряжения в детско-родительских отношениях, потому что естественная среда для ребенка — это свобода. Кроме того, в случаях правил-приказов возникает нагрузка на память ребенка. Чтобы ребенок просто запомнил требование взрослого, оно должно быть ему понятно и не противоречить его настоящим стремлениям. Дети искренне забывают такие правила, которые устанавливаются без опоры на понимание ребенка и его способность размышлять. А если правило к тому же сформулировано слишком сложно для ребенка, он будет его произвольно менять.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/61014/pub_59a870223c50f7ac77548eab_59a87033256d5cfe9795af65/scale_1200

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

11 января, 2021 by admin

Вопрос от Ирины:

-Добрый день! Меня зовут Ирина, хочу задать вопрос воспитателю: «Как отметить Старый Новый год дома вместе с детьми?» Большое спасибо! 

Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны

-Здравствуйте, Ирина! Старый Новый год завершает длинную череду зимних праздников. Мы возвращаемся к обычным делам: взрослые идут на работу, а дети — в школу или в детский сад. 

История вопроса. Старый Новый год появился в России в 1918 году, когда страна перешла на «новое время», то есть приняла григорианский календарь. От старого, юлианского, он отличается на 14 дней, так что бывший Новый год как раз и пришелся на ночь между 13 и 14 января. Почему люди, которые на самом деле быстро привыкли к новому времяисчислению, стали вдруг отмечать такой необычный праздник, точно неизвестно, но считается, что эта традиция выражает подсознательную тоску по уходящей вместе с Гражданской войной старой эпохой. Давным-давно в этот день праздновали еще и Васильев праздник, которым крестьяне издревле отмечали начало нового природного цикла. Он назывался «авсень» или «овсень».

Основой торжества был так называемый обряд обсевания, который должен был привлечь удачу и «задобрить» будущий урожай. Для этого прямо в доме разбрасывали зерна, пели и танцевали. 

Путешествие во времени. Учитывая, что в старый Новый год совсем необязательно сидеть до полуночи и дети могут наслаждаться полноценным празднеством, даже если должны идти спать в привычное время, этим событием можно воспользоваться, чтобы в игровой и интересной форме рассказать ребенку о том, как отмечали зимние праздники наши предки.

Один из самых важных и древних обычаев гласит, что все ссоры надо оставить в старом году. В Васильев день все просили друг у друга прощение и старались наладить напряженные отношения. Этому отводилась обычно вся первая половина дня; во второй вся семья принималась за уборку дома.

Когда весь мусор убран, а пыль вытерта, можно приступать к главному староновогоднему действу — совместному приготовлению каши, как правило гречневой. Последовательность действий такова: старший мужчина в доме приносит воду, старшая женщина перебирает и сыплет крупу. Кстати, можно сделать самим коромысло и разыграть, как отец приносит воду из ванной.

Помешать кашу должны все члены семьи; каждый ребенок бросает щепотку соли. По тому, какая вышла каша, можно определить, что за год ждет семейство: если вкусная и наваристая — счастливый, богатый и полный радости; если она не удалась — проблемы и неприятности не за горами. Обязательно подавали еще вареники и угощения вроде кулебяки, кислой капусты или солений. Самый легкий в организации праздника момент — увеселительная программа. Народные песни знают все, даже самые маленькие дети. Девочек можно нарядить в красивые фартучки и платочки, мальчикам надеть яркие рубахи и картузы.

Пусть желания сбываются. После танцев и игр «из детства» (например, «Ручеек», «Колечко») приходит пора гаданий. Обычно «на Василия» гадали на воске. Нужно взять немного воска, растопить его в ложке и вылить горячую жидкость в тарелку с холодной водой. Считалось, что получившиеся фигуры могут рассказать о том, что ждет человека, перевернувшего ложку, в следующем году. А детям наверняка понравится очень зрелищное гадание с желаниями. Каждый пишет заветное на длинной бумажке и кладет ее на край большого таза с водой (или просто держит над ним). В ореховую скорлупу ставят горящую свечку и спускают на воду. Считается, что исполнится то желание, что написано на бумажке, которая загорится первой. А еще эти послания можно вешать на елку — вместо игрушек, которые уже пора снимать и убирать в дальний ящик. Последним штрихом старого Нового года вполне может стать торжественный вынос елки. И пусть бумажки с желаниями на ней сохранятся: ветер передаст их тому, кто отвечает за их исполнение. 

Со старым Новым годом вас!

https://deti.mail.ru/easy-resize/1200/600/photolib/2013/01/02/lori-0002918561-bigwww800.jpg/

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

31 декабря, 2020 by admin

Вопрос от Лилианы: 

-Здравствуйте! К приходу Деда Мороза хотела выучить с дочкой стишок. Подскажите, пожалуйста, как правильно учить с ребенком стихотворение?

Благодарю за ответ, с уважением Лилиана.

Отвечает на вопрос учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

— Здравствуйте, Лилиана! Учить стихи с детьми просто необходимо. Заучивание наизусть тренирует память и внимание. А это, согласитесь, необходимо. И родители, которые понимают важность этого занятия, со временем задаются вопросом, как научить ребёнка учить стихи.

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

29 декабря, 2020 by admin

Вопрос от Светланы: 

-Здравствуйте! В преддверии праздников у меня такой вопрос — можно ли с дочкой посещать праздничные мероприятия – театр, цирк? Дочке 2 года 6 месяцев. Спасибо за ваши советы, с уважением Светлана. С наступающим Новым 2021 годом! 

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

-Здравствуйте, уважаемая Светлана!  Действительно, в это праздничное время многие родители хотят порадовать своих детей, показать им новогоднее представление, Деда Мороза, праздничных героев. И в данном случае Вы задаёте очень уместный и правильный вопрос. Ребёнку 2 года и 6 месяцев. Во-первых, мы должны ориентироваться на возрастные возможности детей. А в этом возрасте нервная система ребёнка ещё недостаточно стабильная. Дети легко перевозбуждаются, устают, могут устроить истерику. Поэтому, выбирая мероприятие для ребёнка 2-3 лет, нужно хорошо подумать, что на самом деле ему подойдёт. Громкие звуки, герои в ярких костюмах, многолюдство – могут испугать и утомить ребёнка. Что подойдёт для малыша в этом возрасте?  Это может быть поход в гости к родственникам, знакомым. Желательно компания, где будут дети. Хороший вариант — детский центр, студия, если вы их посещаете, —  обязательно устраивают праздники в кругу уже знакомых людей. Как правило, в детских дошкольных заведениях программу для праздника составляют педагоги, учитывая возрастные особенности детей. Это пожалуй, самый оптимальный вариант. Итак, на что следует обратить внимание, выбирая мероприятие для ребёнка:

-продолжительность самого мероприятия; 

-на какой возраст рассчитано представление;

-время в дороге;

-знакомо ли место ребенку;

-индивидуальные особенности и предпочтения вашего малыша. 

 И ещё хочется добавить, что принцип «чем больше — тем лучше», в данном случае совсем не подойдёт. За время праздников 2-3 летнему ребёнку достаточно одного «выхода в свет». А разнообразить это время можно прогулками и посещением близких родных. 

http://deti.kurganobl.ru/images/news_photo/18_04/181221_ny/p04.jpg

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

28 декабря, 2020 by admin

Вопрос от Веры:

-Добрый день! Меня зовут Вера, подскажите, пожалуйста, как поднять новогоднее настроение дочурке (2 года 5 месяцев). Спасибо вам всем, наши дорогие волшебники!

Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны

-Здравствуйте, Вера! В преддверии Нового года и дети, и взрослые ждут ЧУДА! Мы конечно не волшебники, но умеем поднять настроение! Будем очень рады, если в Вашу жизнь и жизнь наших малышей принесем хоть чуточку ярких красок.  

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

25 декабря, 2020 by admin

Вопрос от Ирины: 

-Здравствуйте! Совсем скоро новый год, чем заняться с ребенком на новогодних каникулах, когда на улице холодно? Большое спасибо! С уважением Ирина.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

Здравствуйте, Ирина!

Поиграйте в кукольный театр. Поставьте два стула, натяните между ними покрывало, а актеров и персонажей отправьте за «занавес». С помощью игрушек покажите зрителям знакомую сказку или придумайте свою собственную. Найдите книгу, которая всем нравится, или новую, которую еще не читали, и почитайте по ролям. Подсказка: выбирайте книги, где много диалогов! 

https://img51994.kanal-o.ru/img/2019-08-05/fmt_81_24_shutterstock_639705727.jpg

Снимите видеоклип! Включите любимую музыку, пойте в «микрофон» — отлично подойдут расческа или бутылка для воды, танцуйте, как будто вы поп-звезда. Снимайте друг друга на камеру в смартфоне, потом вместе смотрите — и восхищайтесь!

Давно не лепили из пластилина! Доставайте скорее коробку. Можно посмотреть мастер-класс по лепке. Можно выбрать тему для всех — и слепить, например, динозавров или вкусный обед для кукол.

Сделайте домашнюю полосу препятствий — это занятие нравится детям. Для этого пригодятся свернутые рулоном одеяла, перевернутые стулья, массажные коврики, по которым надо пройти босиком, дорожки из книг, «пупырчатая» пленка и мягкие игрушки. Заранее напишите задания для участников: например, пройти полосу препятствий за определенное время по секундомеру, или взявшись за руки или как можно медленнее. 

Постройте замок из диванных подушек и покрывал. В этом занятии — двойное удовольствие: сначала от того, как вы будете искать «строительный материал» и выбирать лучшие архитектурные решения, потом — когда вы спрячетесь в построенный домик и почувствуете, как нем уютно.

https://img51994.kanal-o.ru/img/2019-08-05/fmt_81_24_shutterstock_628138652.jpg

Сделайте в комнате перестановку — и увидите привычное жилье совершенно другим взглядом. Можно сначала нарисовать план помещения и вырезать из бумаги мебель соответствующих размеров: так будет легче понять, что все поместится на запланированные места. А можно поступить более радикально, вынести все в соседнюю комнату и сразу, без плана, выбрать предметам новые места. Очень захватывающе!

И снова танцы: объявляется танцевальная вечеринка! Пусть каждый составит свой собственный плейлист из любимых песен, оденется ярко в выбранном стиле. Включайте их по очереди — и двигайтесь под музыку!

Устройте «охоту» на детали конструктора лего: выдайте каждому из детей коробку или лист бумаги разных цветов и отправьте собирать «кирпичики» соответствующего цвета. А так как эти конструкторы очень часто удивительным образом распространяются по всей квартире, то охота превратится и в уборку, и все детали окажутся на своих местах. 

Сделайте слайм. Есть много рецептов — слаймы могут быть и прозрачными, и с блестками, и с пузырьками воздуха. Например, вот так: смешайте в равных количествах клей ПВА, воду и пену для бритья, добавьте по столовой ложке детского массажного масла и шампуня или геля для душа и пищевой краситель. Чтобы смесь стала густой, по чайной ложке добавьте в нее жидкость для контактных линз и тщательно перемешайте.

Испеките пироги. По разным рецептам, с разными начинками — отличный повод позвать гостей и устроить дегустацию!

Сделайте кормушку для птиц — скоро пригодится! Например, из пакета из-под молока или сока, из пластиковой бутылки или настоящую, из фанеры, с крышей, чтобы птицам было удобно осенью и зимой.

Спрячьте в квартире клад, нарисуйте карту и сделайте квест: следующую подсказку дети получат только после того, как решили задачку или отгадали загадку. Кладом могут быть сладости или набор для творчества.

Устройте турнир по настольным играм. Самое время освоить пару новых игр и выяснить, кто у вас в семье самый азартный!

Организуйте настоящий кинопоказ. Если у вас есть проектор, белая стена или простыня станут большим экраном. Если нет — сойдет и телевизор! Вместе выберите фильм или мультфильм, попросите детей нарисовать входные билеты, заготовьте попкорн или другое угощение. Дома даже лучше, чем в кино, ведь можно и остановить показ в любой момент, легко остаться на второй сеанс.

https://stihi.ru/pics/2020/01/12/8158.jpg

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

24 декабря, 2020 by admin

Консультация для родителей «Этапы нормального речевого развития ребенка»

Дорогие родители, вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Речь формируется постепенно. Шаг за шагом малыш учится говорить: сначала произносить отдельные звуки и простые слова, затем связывать эти слова между собой, строить разные по сложности предложения и только потом — внятно и последовательно излагать свои мысли. Этапы нормального речевого развития ребенка:

— к 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться простые предложения, состоящие из двух, трех слов. в активной речи ребенка появляются первые прилагательные: «хороший»«плохой»«большой».  Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси, пахой, басёй.

— к 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’],

[в], [в’], [ф], [ф’], строит простые распространенные или даже

сложносочиненные предложения с большим количеством грамматических ошибок. Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

— к 4 годам малыш должен правильно произносит свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’], использовать в речи сложноподчиненные предложения. Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р].

Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

— к 5 годам малыш должен правильно произносить шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускать в речи грамматических ошибок, должен связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

— в 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной и ситуативной.

Ведь всем известно, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребенка, формирование сферы межличностного взаимодействия.

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители,

которые постараются соблюдать следующие правила:

— с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда;

— старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода, при этом чаще давайте малышу возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией;

— поощряйте любые попытки ребенка заговорить: ваш малыш заговорит только тогда, когда вы захотите его слушать;

— говорите с ребенком медленно, короткими и доступными фразами, не переходите на «детский язык», не допускайте «ненормативной лексики».

— уделяйте ребенку больше времени; чаще будьте рядом с малышом, в пределах его досягаемости, берите на руки: телесный контакт жизненно необходим.

— каждый день читайте малышу; ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас почитать; 

— не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно.

— поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

— не сравнивайте своего малыша с другими детьми.

— помните, само собой ничего не происходит! 

Обеспечьте своему ребенку необходимые условия для успешного развития, не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, — необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных речевых расстройств. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка.

https://logoznanie.ru/images/37dxa451ce8fgy692b0z1414772664.jpg

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

22 декабря, 2020 by admin

Вопрос от Валентины: 

— Здравствуйте! Меня зовут Валентина, моему сынульке 2 года. Очень хочется видеть своего ребенка послушным и прилежным, но часто пытаюсь

добиться нужного поведения принуждением и наказаниями, забывая, что похвала даст результат меньшими усилиями. Хочется узнать мнение детского психолога: «Как  правильно похвалить малыша?» Буду ждать ваших советов! Спасибо!

Отвечает педагог психолог: Комлева Елена Александровна

Добрый день, Валентина! 

1.Будьте образцом для подражания. Используйте для воспитания свое собственное поведение. Не только родители следят за тем, как ведут себя дети, но и наоборот — ребенок учится, постоянно наблюдая за поведением взрослых, и то, что вы делаете, намного важнее того, что вы говорите. Если хотите, чтобы ребенок говорил «пожалуйста», используйте это слово сами; если не хотите, чтобы повышал голос, говорите тихо и спокойно.

2. Покажите ребенку, что вы чувствуете. Если честно рассказать ребенку, как его поведение влияет на вас, он увидит в этом отражение собственных чувств и быстрее поймет вас. Если вы начинаете предложения со слов «я» или «мне», малышу будет проще увидеть вещи с вашей точки зрения. Например, «Я огорчен, что из-за шума не могу говорить по телефону, веди себя тише, пожалуйста». Это работает и в обратную сторону: «Я так рада, что ты собрал все игрушки, ты молодец».

3. Замечайте хорошее поведение и говорите ребенку об этом. Если малыш ведет себя так, как вам хотелось бы, не скупитесь на положительные отзывы. Например, «Ого, ты так аккуратно играешь. Мне так нравится, что у тебя все кубики лежат на столе, а не на полу». Это действует намного лучше, чем ждать, пока кубики все-таки окажутся на полу, а потом восклицать: «Хватит разводить беспорядок, убери за собой!»

4. Опускайтесь до уровня ребенка. В буквальном смысле — постарайтесь присаживаться, когда говорите с ним, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Так вы будете ближе к малышу и сможете лучше уловить его чувства и мысли. В свою очередь, такая близость помогает ему лучше понять, чего вы от него хотите и в итоге прислушаться к вашим просьбам. 

5. Слушайте активно. Можно кивать, когда ребенок пытается донести до вас свою мысль, и повторять то, что он, по вашему мнению, чувствует. Например, «Похоже, тебе очень грустно, что твоя башенка развалилась». Такой отклик помогает маленьким детям справиться с негативными эмоциями, такими, как разочарование, которые могут привести к плохому поведению. 

6. Выполняйте обещания. Когда вы выполняете свои обещания (как хорошие, так и плохие), ребенок учится доверию и уважению. Он понимает, что родители не подведут, если пообещали что-то хорошее, и не будет испытывать вас на прочность, если вы четко объяснили последствия плохого поведения. Поэтому, если вы обещаете пойти на прогулку после того, как ребенок соберет игрушки, будьте готовы найти время и сдержать обещание. 7. Создайте среду для хорошего поведения. Окружающая среда влияет на поведение ребенка, и родители могут сформировать такое окружение, которое поможет ему вести себя хорошо. Например, обеспечить, чтобы вокруг ребенка было достаточно предметов, с которыми можно играть. И наоборот — вещи, которые он может сломать или которые могут нанести ему вред, должны быть вне досягаемости ребенка. 

8. Выбирайте, на что реагировать. Прежде чем вмешаться в то, чем сейчас занят ребенок — особенно перед тем, как сказать «нет» или «прекрати» — спросите себя, действительно ли это так важно. Сведя к минимуму требования, запреты и замечания, вы снижаете риск возникновения конфликтов. Конечно, правила и ограничения важны, но старайтесь применять их только в действительно важных случаях.

9. Сохраняйте твердость, когда ребенок ноет. Если вы сдадитесь в ситуации, когда малыш что-то выпрашивает, то в следующий раз он снова может прибегнуть к нытью — ведь это работает. «Нет» означает «нет», без вариантов, поэтому не произносите это слово, если на самом деле не имеете этого в виду. 

10. Правила должны быть простыми и понятными. Если вы дадите четкие инструкции простыми словами, ребенок будет знать, чего от него ожидают. «Пожалуйста, держи меня за руку, когда мы переходим дорогу».

11. Готовьтесь к сложным ситуациям заранее. Одновременно присматривать за ребенком и заниматься повседневными делами сложно. Но если заранее обдумать потенциально сложные ситуации, можно планировать дела с учетом потребностей ребенка. 

12. Сделайте так, чтобы ребенок чувствовал себя важным. Ребенок может справляться с несложными повседневными обязанностями по дому. Это поможет ему чувствовать свою значимость в семье и уменьшит проявления плохого поведения. А ваша регулярная похвала укрепит его самооценку.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/48747/pub_5c809a8c08d3ba00b3b448fa_5c809c6438124300b42be418/scale_1200

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

21 декабря, 2020 by admin

Вопрос от Елизаветы:

-Добрый день! Меня зовут Елизавета, моей дочке 1 год и 9 месяцев, очень любим читать книги всей семьей подскажите, пожалуйста, оптимальное время для семейного чтения для этого возраста. Спасибо!

Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны

-Здравствуйте, Елизавета! Семейное чтение помогает установить крепкую эмоциональную связь между ребенком и родителями на всю жизнь, способствует развитию мозга и формирует благоприятную атмосферу в семье.

Оптимальное время для семейного чтения

Читать вместе с ребенком можно и днем, и вечером, и даже не обязательно делать это дома — все зависит от графика и возможностей родителей. Но, как правило, самое подходящее время для чтения с ребенком — вечер. К этому моменту даже самые непоседливые дети уже не так активны, поэтому легче всего настроить ребенка на чтение книги перед сном.

Если это занятие превратится в семейный ритуал, то ребенок уже сам будет с нетерпением ждать того часа, когда сможет окунуться в мир сказок, стихов, историй и приключений с мамой или папой. 

Совместное чтение может стать хорошей семейной традицией только в том случае, если этого захотят взрослые — родители, бабушки или дедушки. Для этого старайтесь выбирать книги, которые в том числе интересны вам самим. Ребенок, в свою очередь, проводя время с родителями перед сном за хорошей книгой, чувствует себя защищенным и счастливым. К тому же в семьях, где практикуют семейное чтение, разногласия между членами семьи гораздо реже перерастают в серьезные конфликты.

Семейное чтение не заменить аудиокнигами

Что же волшебного в семейном чтении? Все просто: в процессе чтения книг родители учат ребенка вступать в правильные взаимоотношения с миром, слушать и слышать других. А значит, когда он вырастет, ему будет легче справляться с трудностями и находить выход из сложных ситуаций.

В течение дня ребенок получает много информации из самых разных источников. Однако именно в процессе вечернего семейного чтения он целенаправленно слушает, вникает в то, что ему читают. У него возникают вопросы, рождаются сомнения, он начинает размышлять и выдвигать собственные идеи. Когда с ним обсуждают прочитанное, он учится выстраивать диалог и рассматривать разные точки зрения.

Многие родители стараются «убить двух зайцев» и заменить чтение аудиокнигами. Да, ребенок слышит хороший постановочный текст с голосами актеров и музыкальным сопровождением. Но этот текст для него обезличен, поэтому назвать это семейным чтением никак нельзя. 

Ребенок не видит носителей этих голосов, он не может вступить с ними в контакт, чтобы обсудить услышанное. В то время как семейное чтение — это и тактильные ощущения, и возможность сразу же получить обратную связь от значимого взрослого.

Как и что читать с детьми от 1 года до 3 лет?

В этом возрасте книга становится еще более привлекательной. Возрастает интерес ребенка к ритмичному тексту — стихам и песенкам. Между тем, моделировать мир под взгляд маленького ребенка — задача не из простых, ведь маленькие дети мыслят образами.

Корней Чуковский в своем творческом завещании детским писателям советует: книги, ориентированные на детей раннего возраста, не должны быть перегружены эпитетами. Он исходил из того, что малыши еще только знакомятся с предметами окружающего мира и не очень хорошо представляют себе их свойства.

Понимание прилагательных и эпитетов основано на опыте наблюдения и сравнения, которого еще нет у детей младшего возраста. «Стихи для детей должны быть такими, — писал детский классик, — чтобы под них можно было петь, плясать, выкрикивать, танцевать, шалить!»

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2811422/pub_5ec970fb4e581f13f4e5405f_5ec9714130f3950eeeba3fe5/scale_1200

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

18 декабря, 2020 by admin

Вопрос от Екатерины Юрьевны: 

-Добрый день! Моей дочке 2 года 11 месяцев. Недавно мы столкнулись с неприятной ситуацией на площадке: знакомые дети стали толкать мою дочь, а их мамы стояли в стороне не вмешивались. Как поступать в такой ситуации? Как мне защитить своего ребёнка? Спасибо, с уважением Екатерина Юрьевна.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

-Здравствуйте, Екатерина Юрьевна! Очень нужную тему мы сегодня обсудим. Что делать, если ребёнка обижают другие дети? Когда обижают (обзывают, толкают) нашего ребёнка, да и такого маленького, наша естественная реакция и желание – защитить, а иногда и наказать обидчика.

Думаю, что с такими ситуациями хотя бы раз сталкивался любой родитель.

Вы описываете случай на детской площадке, когда с детьми гуляют взрослые. Дети играют на площадке. Они учатся взаимодействовать друг с другом, и не всегда это у них получается. Научить ребёнка общаться с другими детьми – задача взрослого. И взрослый же отвечает за поведение ребёнка. Именно близкий человек/родитель должен вмешаться, и поправить поведение своего ребёнка, если он ведёт себя небезопасно или не уважительно по отношению к другим детям и людям. Если взрослые бездействуют, как Вы описываете, Вы вправе вмешаться и остановить драчуна.

Если это ваши знакомые, с которыми вы постоянно гуляете, то лучше поговорить с родителями о случившемся инциденте. Никто не гарантирует, что Вы будете поняты и услышаны, но поговорить, на мой взгляд стоит. Если же Ваш разговор о поведении детей останется без внимания, а дети будут продолжать вести себя агрессивно, тогда можно будет подыскать другую площадку и компанию.

Кроме того, очень важно научить вашего ребёнка защищать себя, защищать свои границы. Чем старше становится ребёнок, тем больше времени он проводит без мамы, без родителей. И если его не научить давать отпор обидчику, то ребёнку в дальнейшем будет непросто самому находить выход из такой ситуации.

Случившееся на площадке можно обсудить с ребёнком оценивая только поступки детей. Например: «… сегодня, когда мы гуляли на площадке, Миша толкнул тебя. Так делать нельзя, это нехорошо толкать людей. Когда толкают – это больно, неприятно. Так делать нельзя» т. е. мы не даём оценку Мише, но мы оцениваем его поступок как неправильный.

И хорошо ребёнка научить отвечать: «нельзя меня толкать», «нельзя меня трогать». Бывает, взрослые учат детей обязательно давать сдачу. И часто из этого начинается настоящая драка. При этом формируется привычка на силу отвечать силой. А наша задача – защитить свои границы и сигнализировать, что они нарушены и что так со мной нельзя.

Очень хорошо получается в этом возрасте показать ребёнку новую форму поведения в игре. Для этого нужны мелкие игрушки: фигурки людей, животных. Возможно, у ребёнка уже есть свои любимые игрушки, тогда лучше взять их. В игре мы можем воспроизвести любую ситуацию и показать с помощью игрушек как её можно разрешить. В игре можно попробовать выступить в разных ролях – и в роли драчуна, и в роли «пострадавшего». Можно проиграть всевозможные  варианты поведения и ненавязчиво подвести ребёнка к оптимальному варианту. Дети очень легко вживаются в новую роль и легко усваивают новые формы взаимодействия. Желаем вам успехов в разрешении непростых жизненных ситуаций!

https://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/1446479/market_IpPFIumfVfJbx3g60mlAoA/orig

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

17 декабря, 2020 by admin

Вопрос от Ольги: 

-Добрый день! Меня зовут Ольга, хотелось бы, получить ответ специалиста: «Что такое логоритмика и зачем она нужна?» Заранее благодарна, за ответ.

Отвечает на вопрос учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

— Здравствуйте, Ольга! Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, метод логопедической работы по развития речи ребенка. Ее цель  — решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Популярность и эффективность логоритмики связана с тем, что занятия проходят в игровой форме по принципу подражания. Занятия логоритмикой требуют от детей внимания, быстроты реакции, сообразительности, организованности, помогают малышам становиться более раскрепощенными, эмоциональными. И все это совершенствует умственные процессы ребенка.

Логоритмика в первую очередь рекомендуется детям:

  • с заиканием или наследственной предрасположенностью к нему;
  • с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
  • с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;
  • с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;
  • часто болеющим и ослабленным;
  • находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

Занятия по возрастам

В каждом периоде — разные потребности и возможности. Логоритмика хороша тем, что заниматься ею можно с первых дней жизни, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер.

От 2,5 до 4 лет

В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться — именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики. Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.

«Прогулка» (развитие общей моторики)

По узенькой дорожке (ходим на месте)

Шагают наши ножки (высоко поднимаем ноги)

Топ — топ, топ — топ (топаем на каждое слово ногами попеременно)

«Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма)

Скажите ребенку, что пошел дождик. Можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10−15 секунд. «Как стучат большие капли? Правильно, они стучат медленно — кап, кап, кап, кап. А маленькие капельки как? Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап. Задача ребенка — проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.

От 4 до 6 лет

В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на  нет. 

«Черепаха» (самомассаж)

Шла купаться черепаха (ребенок выполняет пощипывания пальцами рук, груди, ног)

И кусала всех со страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Логопедическая ритмика — это очень просто: все задания может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки. Но важно учесть несколько ключевых моментов.

  1. В основе — подражание. Упражнения строятся так: взрослый показывает — ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно — от занятия к занятию. 
  2. Результат будет нескоро. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю. Заикающимся детям — в два раза чаще. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода.
  3. Занятия должны быть веселыми. Пусть логоритмика приносит удовольствие! Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы, если они не мешают двигаться. 
  4. Мастерство нужно оттачивать. Повторяйте упражнения до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить какое-то задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом вернитесь обратно.
  5. Внимательно подбирайте музыку. Для медленной части занятий подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной — марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». 
  6. Ориентируйтесь на ребенка. Если у малыша что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у ребенка трудности с мелкой моторикой и звуками? Смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. 
  7. Тщательно выполняйте речевые упражнения. Стихотворения проговаривайте так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
  8. Будьте терпеливы. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Не бросайте начатое дело, даже если вы сомневаетесь, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

Успешность логоритмики зависит во многом от того, нравятся ли ребенку занятия, получает ли он удовольствие от них. Прислушивайтесь к малышу, занимайтесь в удобном для него ритме, и вы обязательно увидите улучшения.

https://img51994.kanal-o.ru/img/2018-04-16/fmt_81_24_shutterstock_90123490.jpg

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

15 декабря, 2020 by admin

Вопрос от Дарины: 

-Здравствуйте! Никак не могу переубедить дочку (3 года 2 мес.) носить платье. Как ей правильно донести, что девочки носят платья, что это красиво? Большое спасибо! С уважением Дарина.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

Здравствуйте, Дарина! Ваша дочка в данном случае имеет право на свое мнение. И здесь очень важно понимать про особенности возраста вашего ребенка. К трем годам завершается кризис 3 лет. Ребенок уже осознает себя самостоятельной личностью. Ей хочется самостоятельности. Самостоятельности выбора. Поэтому совершенно нормальным для вашей дочки является выбор брючек/шортиков/лосин.

Обратите внимание на то, что носите Вы сами? Всегда ли это платье или юбка? В наше время многие женщины «для удобства» предпочитают штаны юбкам. Зимние и демисезонные костюмы маленьких девочек – это чаще комбинезоны. Летом наши малыши – и девочки и мальчики носят шортики. И неудивительно, что Вашей дочке нравится такая одежда. Возможно, она уже оценила ее удобство. «Дети воспитываются не словами, а поступками». А вокруг девочки перед глазами много примеров брючной женской одежды.

И что же делать? Оставить все так как есть? И даже не пытаться ее переубеждать? В данной ситуации, учитывая возрастные особенности оставить ей право выбора. Вообще лучше на какое-то время оставить эту тему. На неделю — две.  Но если для Вас тема внешнего вида важна, и Вы хотите привить девочке вкус, то действовать нужно. Только не навязчиво! 

Во-первых, не критиковать, не навязывать ей свой выбор одежды.

Во-вторых, можно для этих целей использовать куклу. Можно вместе с дочкой шить ей одежду, мастерить бижутерию. Создать гардероб, в котором будут преимущественно платья и юбки. Или изготовить бумажную куклу и рисовать ей одежду.

В-третьих, можно подобрать сказки, желательно с картинками, в которых героиня преображается и прекрасную принцессу, царевну. 

Можно предложить дочке сходить в магазин и показать ей там красивые платья для девочек.

Ну и не надо забывать о собственном примере — например, приобрести красивое домашнее платье, или в качестве праздничной одежды выбирать для себя платья. Один из способов подчеркнуть нашу женскую женственность – это красивое платье. Здесь я с Вами соглашусь – «девочки носят платье и это красиво». Важно только, чтобы из-за разницы мнений не страдали наши отношения с близкими нам людьми. Всего Вам доброго!

https://next2u.ru/upload/auto-880/eb/7b/bc/c0/5e/96/dd/dd/0d/1b/f9/ef/1b/60/32/e7.jpeg

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

14 декабря, 2020 by admin

Вопрос от Гульнары:

-Добрый день! Меня зовут Гульнара, моя дочка очень любит смотреть детские спектакли и до карантина мы каждые выходные посещали театр. Теперь, видимо, придется пользоваться интерактивными ресурсами. Только обидно, что не всегда эти спектакли отвечают детским требованиям, может что — нибудь порекомендуете? Спасибо.

Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны

-Здравствуйте, уважаемые родители! В жизни ваших детей много радостных моментов, но одним из запоминающихся на долгие годы, это поход в театр! В условиях карантина педагоги нашего детского сада представляют вашему вниманию «Петрушкины сказки».

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

11 декабря, 2020 by admin

Вопрос от Альбины: 

-Доброе утро! Моей дочурке 3 года и 5 месяцев, у меня вопрос к детскому психологу: «Что такое сенсорная перегрузка? Как она проявляется в поведении ребенка? Почему лучше его не перегружать?» Большое спасибо! С уважением Альбина.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

-Здравствуйте, уважаемая Альбина! В ситуации, когда ребенок получает слишком много впечатлений в единицу времени (новых людей, картинок, звуков, ощущений или других сигналов от органов чувств), его мозг и нервная система перестают справляться с нагрузкой. Именно это состояние и называется сенсорной перегрузкой. У маленького ребенка такое состояние может вызвать, например, день рождения или другой семейный праздник, когда много незнакомых ему людей по очереди берут его на руки, пытаются поиграть и развлечь. Перевозбужденные дети, как правило, капризничают, чувствуют себя усталыми и разбитыми. 

Поиск баланса между стимулированием и покоем

В первые 5 лет жизни детский мозг развивается быстрее, чем в любой другой период жизни. Опыт, полученный малышом в первые годы, — все, что он видит, слышит, трогает, нюхает, пробует на вкус, — стимулирует развитие мозга, помогая ему создавать миллионы новых нейронных связей. А значит, маленьким детям нужна стимулирующая среда, где они могут выбирать, чем заняться, играть и учиться разными способами, применять на практике полученные знания. Однако это не означает, что нужно дни напролет пытаться привлечь внимание ребенка игрушками или другими раздражителями. Маленьким детям необходимо проводить часть времени в тихой, предсказуемой и привычной обстановке. Детям полезны спокойные занятия в одиночестве, им нужно дать возможность исследовать окружающий мир так, как им удобно, в собственном темпе. 

Что могут сделать взрослые, если ребенок перегружен

Помочь детям справиться с сенсорной перегрузкой можно разными способами.

  • Прежде всего, постарайтесь сохранять спокойствие сами. Это, в свою очередь, поможет быстрее успокоиться ребенку.
  • Уменьшите уровень шума и откажитесь на время от активных занятий. Выключите телевизор и уберите подальше другие экраны, отведите малыша в его комнату или позвольте ему быть рядом с вами, если так он лучше себя чувствует.
  • Попробуйте найти успокаивающее дело, которым можно заниматься вместе с ребенком. Можно почитать ему книжку, полежать рядом, спеть пару тихих песен или просто погладить по спине. Когда малыш успокоится, дайте ему немного времени поиграть самостоятельно.
https://api.rastimdetey.ru/storage/articles/557/images/770e7e37-96ba-4cd9-96a3-bf32f6ecd440.jpeg

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

10 декабря, 2020 by admin

Консультация для родителей 

«Учим стихотворения с детьми»                                                                      

Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Кроме того, рифма помогает найти внутреннюю гармонию.

При выборе стихотворения должны учитываться с одной стороны возраст ребенка, его интеллектуальные и речевые возможности, с другой стороны, должны быть и определенные требования и к самому художественному материалу. Чем ниже уровень речевого развития ребенка, тем проще и определённые должен быть ритм стихотворения, проще и доступнее данные художественные образы. При выборе стихотворного материала, прежде всего, необходимо обратиться к народному творчеству. Используются народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их образы знакомы детям.

1.Каждое новое стихотворение должно быть сначала прочитано взрослым выразительно (наизусть).

2. После прочтения стихотворения говориться ребенку, что это стихотворение он будет заучивать наизусть. Затем взрослый еще раз читает стихотворение.

3. Читается отдельно каждая строчка стихотворения. Ребенок проговаривает ее за взрослым.

4. Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку уяснить основную его мысль.

5. После этого взрослый выясняет, какие слова ребенку не понятны, в доступной форме объясняет их значение.

6. Очень часто стихи используются для закрепления каких — то определенных звуков. Поэтому после проведения вышеописанной работы можно предложить и ряд специальных заданий по тексту:
— выбрать слова из стихотворения на определенный звук, например слова, где есть звук [Р];

— угадать, с каким звуком много слов в данном стихотворении (Мышь, мышь, ты что шуршишь? — много слов со звуком [Ш]);

— заканчивать строку, словом с нужным звуком.

7. Заучивание стихов помогает развивать у детей чувство ритма. Поэтому можно предлагать наряду с простым заучиванием стиха отхлопывать или отстукивать его ритм. Но при этом надо следить, чтобы сохранилась выразительность чтения.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1874839/pub_5ed48d171a5c782c83dae7e9_5ed48d1c125fcf03b498dff9/scale_1200

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

8 декабря, 2020 by admin

Консультация для родителей

«Особенности развития ребенка в 2-3 года»

В возрасте от 2 до 3 лет с ребенком происходят стремительные изменения, которые касаются нескольких сфер. Одна из самых важных — эмоциональное развитие. Малыш начинает испытывать новые для себя эмоции, а также узнает о чувствах других людей. 

Развитие речи. Приблизительно к двум годам ребенок начинает строить предложения из 2-3 слов, используя местоимения «я», «ты», «мое». С каждым месяцем он осваивает все больше слов и пользуется ими в речи. Соответственно, его речь становится все более понятной. К трем годам речевые возможности расширяются: ребенок начинает конструировать предложения из 3-5 слов или даже больше. Он начинает учиться говорить по очереди, а не одновременно, и таким образом осваивает искусство диалога — вначале короткого, а затем все более развернутого. Ребенок учится рассказывать о том, что с ним произошло в течение дня. 

Мышление. На развитие когнитивных навыков влияет буквально все, что ребенок успел к этому времени изучить, поэтому чем более разнообразным будет его опыт, тем лучше. Он осваивает такие понятия, как время или противоположность: например, большой — маленький, день — ночь. Ребенок начинает указывать на части тела в зависимости от их функции, учится сортировать объекты и находить одинаковые по форме и цвету. 

Игры и обучение. Игры особенно важны в раннем возрасте, потому что для маленьких детей это основной способ обучения. Детям 2-3 лет нравится играть с другими людьми в переодевания и ролевые игры, устраивать «чаепития», рисовать пальцами или кисточкой, устраивать шуточную борьбу. В игре они постепенно учатся дожидаться своей очереди. 

Бытовые навыки. Примерно в это же время ребенок начинает подражать родителям в повседневных делах и осваивает навыки самообслуживания. Например, учится мыть руки и умываться, самостоятельно есть и одеваться — хотя пока у него лучше получается снимать одежду, чем надевать. Конечно, он еще учится, и родителям приходится помогать ему почти во всем. В возрасте 2-3 лет малыша уже можно приучать пользоваться туалетом. Как понять, что ребенок готов начать тренироваться? Ему интересно посмотреть, как ходят в туалет другие люди, — да, это может быть неловко, но наблюдение за действиями других — основной способ обучения в этом возрасте. Сам сообщает, когда нужно сменить подгузник. По этим особенностям поведения можно понять, готов ли уже ребенок к горшку, но лучше не форсировать события. Отказ от подгузников — одна из самых сложных и комплексных задач для ребенка в этом возрасте. Судите сами: он должен распознать свои позывы, понять, что нужно отправиться в туалет (а значит, уметь ходить), суметь забраться на унитаз или сесть на горшок, а также снять и надеть одежду. Координация движений. Двухлетний ребенок уже может бегать и, скорее всего, реже падает. Он учится самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице, на первых порах с использованием перил, а затем и без них. Он все лучше умеет бросать предметы, пинать и ловить мяч и даже может балансировать на одной ноге в течение нескольких секунд. Среди других двигательных навыков, которые появляются в этом возрасте, — прыжки на месте, езда на трехколесном велосипеде, умение поочередно переставлять ноги, поднимаясь по лестнице. Все эти новые возможности выглядят просто удивительным прогрессом по сравнению с тем, что ребенок умел (или, точнее, не умел) всего несколько месяцев назад. 

Как помочь развитию малыша

Помочь развитию ребенка в этом возрасте можно разными способами. Вот некоторые из них.

  • Давайте ребенку возможность поиграть со сверстниками: игра — отличный способ завести друзей и освоить социальные навыки. 
  • Поощряйте освоение бытовых навыков, таких как использование ложки и надевание обуви. Эти действия развивают мелкую и крупную моторику, а также способность малыша размышлять и планировать.
  • Говорите с ребенком: называйте предметы, описывайте свои и его действия. Говорите о частях тела, игрушках, посуде или мебели — чем больше разговоров, тем лучше развиваются языковые навыки ребенка. 
  • Придайте смысл словам ребенка, слушая его и отвечая на его реплики. Если, к примеру, малыш говорит: «Мама молоко», можно ответить «Ты хочешь, чтобы мама дала тебе молока?». Такая обратная связь позволяет ребенку чувствовать себя ценным и любимым.
  • Читайте вслух: совместное чтение стихов и прозы, придумывание историй и пение способствуют развитию речи и воображения.
  • Готовьте вместе с ребенком: это поможет малышу заинтересоваться кулинарией, выучить новые слова и познакомиться с математическими понятиями, такими как «половина», «чайная ложка» или «30 минут». Поводы для беспокойства

Все дети развиваются с разной скоростью, и границы «нормы» во многих случаях размыты. Однако если вы чувствуете, что что-то не так, если у вас возникли опасения по поводу развития ребенка или вы заметили тревожные симптомы, это повод обратиться к педиатру.

Зрение, слух и общение: ребенок не смотрит в глаза; плохо слышит или видит; не использует словосочетания из двух слов (красная машина) в двухлетнем возрасте и фразы из трех слов и более — в трехлетнем; во время разговора его трудно понять даже членам семьи.

Поведение: ребенок не может выполнять простые указания, например: «Подойди ко мне»; не пытается копировать действия или слова в считалочках вроде «Сорока-ворона»; не может что-то делать в игре понарошку (например, кормить куклу); не интересуется ролевыми играми; не выражает своих чувств; не интересуется другими детьми; ему тяжело даже ненадолго расстаться с родителями или, наоборот, он не приходит к ним за утешением.

https://api.rastimdetey.ru/storage/articles/248/images/9fa57ddf-21cc-4f79-8268-735a8cc352f1.jpeg

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

7 декабря, 2020 by admin

Вопрос от Ирины:

-Доброе утро! Моей дочке 1 год и 10 месяцев, на прогулке не вылезает из снега подскажите, пожалуйста, чем занять ребенка на зимней прогулке? Большое спасибо! Ирина.

Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны

-Здравствуйте, Ирина! Зимняя пора — настоящий рай для малышей! А когда зима снежная, тогда на прогулке открывается масса возможностей для развития ребенка и веселого досуга всей семьи.

«Мыльные пузыри на морозе»

Неожиданно, но факт: пузыри можно выдувать и на морозе! И чем холоднее на улице, тем лучше эффект. Вы увидите, как на тонкой пленке воды начнут появляться ледяные иголочки! Возьмите из дома лупу (если она у вас есть), тогда ребенок увидит это снежное чудо вблизи. Лупа пригодится и при рассматривании снежинок: они такие разные и очень красивые! 

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/2366941/rth4fb20af75ba011590aa46028d59ed23f/max_g480_c12_r4x3_pd10

«Снежные скульптуры»

Тут фантазия может не ограничиваться лишь снеговиками и бабами. Можно лепить из снега зайчиков и черепах, медвежат и змей — все, что душе угодно. Даже снежный торт! И украсить его потом шишками и хвоей вместо сливочных розочек и шоколада. А еще можно делать крепости, землянки и даже дворцы — только в вашем полку должно быть много помощников.

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/2432345/rthdab5f357f59eab715fae5a1f752c7fb8/max_g480_c12_r4x3_pd10

«Ангелы»

Покажите ребенку, как надо упереться в землю, чтобы потом повалиться назад в снежный сугроб и захлопать в снегу руками и ногами, как будто летишь; снег облепит малыша, и его одежда будет белоснежно-ангельской, а руки станут похожи на крылья. Потом помогите малышу осторожно встать, не разрушив его “ангельскую” форму. 

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/2533848/rthbdab5c11f547cbf3905b0a47b75faa24/max_g480_c12_r4x3_pd10

«Лабиринты и туннели»

На морозе долго не стой — а то замерзнешь: важное правило для зимних прогулок! Поэтому, «исследовательские» игры чередуем с подвижными. Можно устроить футбол на снегу, стрельбу по мишеням или веселые старты. Если не хватило «лазилок» в снегу, предложите ребенку вырыть тоннель или проложить лабиринт. Главное, чтобы снега было море, ну или по колено. По дорожкам можно катать мячи и, разумеется, искать выход, если лабиринт получиться большой и с высокими бортиками.

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/2407504/rthf3278c345a2bb14693e7791a98ab2bed/max_g480_c12_r4x3_pd10

«Ловцы снега»

Все участники игры делятся на команды. От каждой команды выбирается ловец снега. Ловец берет ведерко и становится на противоположной линии от метателей, выстроенных в колонны. По сигналу ведущего игроки, стоящие первыми, должны забросить снежок в ведерко ловца. Ловец может помогать своей команде, но ему нельзя двигаться с места. Команда, забросившая снежок, получает очко. Затем ведущий дает сигнал следующему игроку, и так, пока все игроки не поучаствуют в процессе.

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/1631539/rthfbcc19ea7cdcd5c50a66b9f7bf22e87c/max_g480_c12_r4x3_pd10

«Солнечный круг»

Поместите стакан внутрь таза и залейте водой. Можно добавить краски. Когда круг замёрзнет, выносим его во двор и вешаем на ближайшее дерево. Солнечные лучи будут красиво отражаться в ледяном колечке. 

https://img.mamsy.ru/uploads/wysiwyg/ba/98/71f729e86c279728f018ab58c4ff39c2.jpg

«Снежные олимпийские игры»

Рисуем мишень, заготавливаем снаряды снежки и соревнуемся в ловкости и меткости. Самым спортивным полагается сладкий приз. 

https://img.mamsy.ru/uploads/wysiwyg/fb/f9/ed1ef54e3605eb9f8eaba242478fb551.jpg

«Цветной снег»

Будьте креативными и берите с собой на прогулку пульверизатор с разведенными красками. Это может быть, как гуашь и акварель, так и пищевой краситель.

http://funfamilycrafts.com/snow-mosaic/

Самой снежной и волшебной зимы с веселыми и немного мокрыми, но чрезвычайно снежными играми!

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

4 декабря, 2020 by admin

Вопрос от Светланы: 

-Добрый день! Моей дочке 2 г. 6 мес., мы стараемся посещать детские дополнительные занятия, и я замечаю, что она по сравнению с другими детками очень медлительна (медленно выполняет задания). Нормально ли это для ее возраста и нужно ли нам обращаться к специалистам? Спасибо, с уважением Светлана.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

— Здравствуйте, Светлана! Приятно, что Вы так внимательно настроены к своему ребенку и следите за ее развитием. Само по себе качество медлительность — это не болезнь и не нарушение развития. Медлительных детей встречается 10-20 %. Это индивидуальная особенность, которую человек получает при рождении, и которая останется с человеком на всю жизнь. Ее не нужно искоренять, бороться с ней. Ее нужно просто учитывать при взаимодействии с ребенком и при обучении.  Для ответа на Ваш вопрос понадобится дополнительная информация: о вашей беременности, родах, о развитии ребенка с момента рождения. Есть ли среди близких родственников ребенка (родители, дедушки/бабушки) медлительные люди. Если у вас нет неврологических диагнозов, развитие ребенка проходило без особенностей, если ребенок вовремя заговорил, то возможно, это наследственные особенности, или тип темперамента (меланхолик, флегматик). В таком случае индивидуальная консультация психолога вам точно не помешает. На консультации вместе с психологом можно обсудить все трудности, с которыми вы сталкиваетесь в воспитании. Например, в этом возрасте ребенок стремится к самостоятельности, и ее нужно ему предоставлять. Но в случае с медлительным ребенком одевание, например, превращается в пытку. Малыш старается непременно одеться сам, делает это очень медленно, помогать не разрешает, а мама торопится, нервничает. Ситуация напряженная. Как сохранить в таком случае спокойствие? Как не раздражаться на ребенка? Как вообще справляться с такими ситуациями? Все это можно обсудить на консультации. Что можно порекомендовать? 

Во-первых, не торопите ребенка. Ребенок в таком случае начинает еще больше замедляться. 

Во-вторых, те навыки, которые требуют скорости (одевание, умывание и др.) старайтесь отрабатывать и поощрять ребенка за старание. Можно приобрести песочные часы и какие-то дела выполнять, ориентируясь на них. 

В-третьих, стараться помнить и учитывать особенности ребенка при планировании любых мероприятий (на прогулку начинать собираться заранее, например, за 20-30 мин). Ребенку необходимо дополнительное время, чтобы включиться в новую деятельность. Обязательно четкий режим дня.

В-четвертых, проявить внимание и заботу к себе. Легко ли Вам совмещать свой темп с темпом ребенка? Какие чувства Вы испытываете, когда Вам приходится ждать его? Как, что помогает Вам справляться со сложными эмоциями, если они у Вас возникают?

В-пятых, постарайтесь найти у своего ребенка плюсы качества медлительности. И старайтесь держать фокус именно на этих преимуществах. Всего доброго!

https://sun9-23.userapi.com/BDWFYK6Jbe7WiCLNbQBCOnye5-P15lUG4YCANg/LV51_xloFB4.jpg

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

3 декабря, 2020 by admin

Вопрос от Веры: 

-Здравствуйте! Меня зовут Вера, у моей дочки горловое «Р», в связи с этим у меня вопрос к логопеду: «Нужно ли исправлять горловое «Р»?» Заранее большое спасибо. 

Отвечает на вопросы учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

Здравствуйте, Вера! Причины горлового произношения «Р» и что с этим делать? Часто дети, начиная говорить, используют горловое «Р». Родители таких детей не обращают на это внимание, ожидая, что с возрастом это пройдет, само собой. Все остальные звуки вскоре звучат правильно, а горловое «Р» так и не торопится уходить. Некоторые же родители горловое произношение ребенком звука «Р» считают допустимым, т.к. оно по звучанию приближено к норме. А часть родителей даже принимают это за «изюминку» в своем ребенке и гордо называют свое чадо «француженкой» или «французом».  В какой-то степени эти родители правы. Ведь горловое произношение звука «Р» считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках. Однако в нашей стране такое произношение не является нормой. Возникает вопрос: «Надо ли исправлять горловое «Р»? Думаю нет, если родители планируют уехать из России и жить во Франции или в другой стране, где такое произношение звука «Р» считается правильным. Если же родители планируют жить в России, то надо исправлять. Порой картавость мешает человеку в жизни служит причиной неуверенности в себе и насмешек со стороны. Из-за картавости человек не может работать там, где нужна четкая дикция, например: на радио или телевидении. Что же такое горловое или гортанное «Р»? Горловое произношение отличается от правильного тем, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а мягким небом. Почему же, будучи окруженным социальной средой, где нормативным является не горловой звук, ребенок берет именно этот способ произнесения? Что же этому может поспособствовать? 

Причин, нарушения произношения очень много:

1.На первом месте слишком короткая уздечка языка. Такой дефект существенно затрудняет нормальное движение языка при произношении фонем, что приводит к искажению произносимых звуков. Лучше всего, если это будет замечено как можно раньше, так как это будет проще исправить. Существуют два способа решения этой проблемы, в незапущенном случае возможны логопедические упражнения направленные на растягивание уздечки, либо хирургическое подрезание.

2.Генетические нарушения. Возможен вариант, когда происходит нарушение на генетическом уровне или в момент внутриутробного развития. Такой дефект речи практически невозможно исправить.

3.Нарушение фонематического слуха. Некоторые люди воспринимают произносимые звуки иначе, чем все остальные. Просто они их по-другому слышат. Конечно, это не может не отразиться на его речи. Эта проблема корректируется с помощью логопедических занятий, которые длятся долгое время.

4.Иногда ребенок старается подражать речи взрослого человека, которого считает главным в семье. Очень часто копируя не только поведение, но и манеру говорить.

5.Слабость мышц языка. Эта проблема чаще всего возникает из-за длительного сосания соски малышом, или привычки есть из бутылочки. Ребенок после 8 месяцев должен обязательно получать пищу, которая требует совершения дополнительных действий, кроме как глотания. Когда этого не происходит, мышцы языка нормально не развиваются.

6.Иногда ребенок в силу своего упрямства специально не хочет произносить звуки, или довольствуется жестами. В этом случае логопедические упражнения должны быть построены в виде игры, чтобы заинтересовать малыша.

7.Двуязычие в семье также затрудняет нормальное произношение ребенка. Порой, ребенку бывает трудно быстро переключится с одного языка на другой и возникают нарушения в речи.

Горловое произношение звука «Р» — преодолимый дефект речи, при регулярных занятиях с логопедом. Возможно преодоление и полное исправление речи человека. Логопед применяет целый ряд специальных методик и упражнений, направленных на исправление фонематической стороны речи. Чем раньше ребенок попадет на логопедические занятия, тем быстрее логопед разрешит эту проблему. 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/05d6/00111cd5-b6ee55c6/hello_html_20558d44.jpg

Posted in Консультационно-методический пункт Спрашивайте — отвечаем! (кмп)

Страница 1 из 8
1 2 3 4 5 6 8