Консультационно — методический пункт ОНЛАЙН

14 января, 2022 by admin

Вопрос от Ольги: 

— Здравствуйте! Меня зовут Ольга, моему сыну 1 год и 10 мес. Время отхода ко сну — один из самых важных моментов в режиме дня. В нашей семье это еще и самое «громкое» время суток. После насыщенного дня наш сынок перевозбужден и пытается сбросить напряжение движением, криком и плачем. У меня вопрос к детскому психологу «Какие есть действенные способы успокоить ребенка перед сном и сделать вечер самым приятным временем дня для всей семьи?» Большое спасибо!!!

Отвечает педагог психолог: Комлева Елена Александровна

Добрый день, Ольга! 

Постоянство. Режим дня — лучшее снотворное для ребенка любого темперамента. Укладывание в одно и то же время помогает нервной системе лучше справляться с перевозбуждением, которое накапливается к концу дня. А еще так у ребенка формируется привычка засыпать в одно и то же время.

Сбавьте ритм. Порой взрослые (особенно папы), испытывая дефицит времени днем, наверстывают упущенное и играют с малышом вечером. Именно эта активность становится причиной того, что он никак не может уснуть. Поэтому за час-полтора до укладывания в постель не должно быть подвижных игр и прочих возбуждающих психику занятий. 

Меньше визуального контакта. Старайтесь поменьше смотреть в глаза малышу, наоборот — когда пришло время спать, прикройте веки, чтобы ребенок последовал вашему примеру. Для маленьких детей визуальный контакт с родителями, особенно с матерью — сильное стимулирующее средство, так что приберегите его на утро.

Молоко или травяной чай. Можно дать ребенку стакан теплого молока перед тем, как наступит время отхода ко сну. Молоко содержит триптофан — естественное успокоительное средство. Если ребенок не любит молоко, можно воспользоваться готовыми детскими успокоительными травяными сборами. В их состав, как правило, входят липовый цвет, мелисса и ромашка — они обладают мягким успокаивающим и легким снотворным эффектом.

Теплая ванна. Пусть вечернее купание будет тихим, а вода в ванной — чуть теплее, чем обычно. Закаливание и шумные игры лучше оставить на первую половину дня. Теплая вода помогает мышцам расслабиться, и от этого малыша естественным образом начинает клонить в сон. Можно делать ванны с успокаивающими травами (мелисса и ромашка, шалфей, валериана). 

Ароматерапия. Если ребенок капризничает перед сном, попробуйте помочь ему успокоиться при помощи запахов. Цветы лаванды, добавленные при вечернем купании, зашитые в матрасик или саше над кроватью, снимают напряжение и способствуют мягкому расслаблению. Однако следует быть осторожными в употреблении ароматических средств.

Массаж. Легкий поглаживающий массаж в течение 10-15 минут, особенно после теплой ванны, помогает малышам поскорее уснуть.

Темнота. Убедитесь, что в комнате темно. Свет мешает запуску мозговых механизмов засыпания. Если речь о дневном сне, пусть на окнах будут плотные занавески, не пропускающие солнечный свет. А если малыш боится полной темноты, заведите маленький ночник. 

Мягкая игрушка. Если малыш спит отдельно от родителей, ему будет легче засыпать с любимым зайчиком или мишкой. Любимые мягкие игрушки выполняют роль так называемого «переходного объекта», облегчая отвыкание от мамы. 

https://detki.guru/wp-content/uploads/2021/07/ne-hochet-spat-scaled.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

13 января, 2022 by admin

Вопрос от Ирины: 

— Добрый день! У моей дочки 2,5 года трудности в переходе от звукоподражательных слов «ав-ав» и других к общеупотребительным словам. Как помочь малышке «разговориться»? Большое спасибо! С уважением, Ирина.

Отвечает на вопрос учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

— Здравствуйте, Ирина! Для того чтобы малыш не «застрял» на уровне звукоподражаний надолго, в общении с ним старайтесь придерживаться трех основных принципов:

— важно одновременно знакомить малыша со звукоподражательным и обычным словом, чтобы он сразу усваивал звучание и значение обычных слов, которые используют взрослые в общении друг с другом;

— нужно дать малышу возможность общаться с помощью звукоподражательных слов, это пока что единственно доступный ему способ произнести нужную реплику в диалоге со взрослым.

— в разговоре с ребенком старше 2 лет необходимо использовать только обычные слова. 

Приемы обучения.  Разговаривая с ребенком, необходимо предлагать ему модели из «взрослого» языка: упал вместо бах, машина вместо би-би, собака вместо ав-ав. На этом этапе не имеет значения звуковое оформление произносимых ребенком слов, важно, чтобы сохранялась их слоговая структура. Например, допустимы варианты слова «каша» — «кася», «каха», «кака», «ася». Можно начать с простой слоговой структуры: да, нет, на, дай, вода, каша, сок, суп, стол, стул. Повседневные ситуации приема пищи — время приятных эмоций, на фоне которых ребенка можно знакомить с названиями основных продуктов, учить выбирать, используя простые общеупотребительные слова «да» и «нет».  «Хочешь еще супа? Еще супа? Нет? Не поняла: да или нет? Нет!» — говорит мама во время обеда.  В такой беседе и мама, и малыш учатся лучше понимать друг друга.  

В диалоге с ребенком старайтесь выбирать максимально упрощенную форму вопроса — так называемый вопрос без вопросительного слова. Если малыш не может использовать этот вариант вопроса как подсказку для правильного ответа, мама сама предлагает другие варианты помощи. Она выбирает нужное слово, но произносит его с вопросительной интонацией («Да?»), адресуя этот простой вопрос ребенку. Ему остается только повторить нужное слово с утвердительной интонацией или кивнуть головой. Также мама может переспросить ребенка, задав ему вопрос в альтернативной форме («Да или нет?»). В этом случае выбор остается за ребенком.

Попробуйте создать для малыша ситуацию выбора: предмета, игрушки или действия, любимого блюда или напитка. Ребенок с радостью сообщает о своих намерениях, когда его спрашивают, пойдет ли он на горку или на качели, какую он наденет шапку: красную или желтую, покатает ли он куклу на машине или в коляске, с кем он будет купаться: с уточкой или корабликом. Такие речевые инициативы взрослого позволяют следовать за ребенком, с уважением относиться к его выбору, побуждают к диалогу, общению по поводу конкретных ситуаций. Для развития речевой инициативы важно показывать малышу, что его личный интерес достоин внимания и обсуждения. Так, постепенно ребенок становится полноценным участником речевого диалога.

Учимся через игру.  Похожие приемы можно использовать и в игровых ситуациях. Накрывая вместе стол с угощениями для кукол, спросите малыша: «Ляля будет пить чай или сок?» Если ребенок затрудняется ответить, переспросите его: «Как ты думаешь, что она будет пить: чай или сок?» Делайте акцент на желании самого малыша, предоставляйте ему возможность самостоятельно сделать выбор в соответствии с ситуацией.

Диалог при этом разворачивается от лица персонажа, вместе с ребенком взрослый говорит за игрушку, помогая персонажу ответить на вопрос. В следующий раз обсудите, что налить котику: молоко или воду, куда собачке поставить миску: на пол или на стол. Малыш непременно увлечется такой игрой, с удовольствием будет помогать любимым игрушкам отвечать на вопросы, благодаря чему в дальнейшем будет складываться и собственно речевое общение, в котором он будет успешным собеседником.  

Когда мы даем ребенку возможность ориентироваться на свои желания и право выбора, у него появляются хорошие стимулы для речевой активности. А это значит, что на смену звукоподражаниям постепенно придет общепринятый лексикон. 

C:\Users\User\Desktop\super.ua-1548329541.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

11 января, 2022 by admin

Вопрос от Елизаветы Михайловны: 

— Здравствуйте! Меня зовут Елизавета Михайловна, у меня растет малышка, ей сейчас 2 года и 9 месяцев. Хочу задать вопрос детскому психологу о правилах для ребенка. Для чего они нужны и как их выстраивать? Научите, пожалуйста, как сформулировать разумные правила и сделать так, чтобы ребенок их принял, запомнил и выполнял. Большое спасибо! 

Отвечает педагог психолог: Комлева Елена Александровна

— Добрый день, Елизавета Михайловна! Правила или нормы — важная социальная опора нашей жизни. Для любой совместной деятельности нужно умение договариваться, в первую очередь — о правилах. Родителям, важно научиться формулировать разумные правила и сделать так, чтобы ребенок их принял, запомнил и выполнял. Ведь нередко случается, что правила не работают. А протест против правил возникает часто и у взрослых людей, и у детей. Дети обычно слушают родителей, но иногда, чаще на первых порах правило не принимается. Как быть? Прежде чем принять новое правило, необходимо: поговорить, обсудить его с ребенком. Хорошо помогают в этом тематические сказки, рассказы. С маленькими детьми отлично помогают рисунки — можно составить небольшую брошюру с картинками об определенном правиле (читать дети пока не умеют, но рисунки они отлично понимают), можно «внедрить» систему поощрений за выполнение правила — таким образом вы постепенно будете закреплять нужное поведение (это могут быть наклейки, или жетончики, которые со временем можно будет на что-то обменять, и лучше, если это будут не сладости, а какая-то интересная с родителями деятельность).

Запрещая ребенку что-то, мы делаем это ради сохранения благоприятных условий там, где несколько человек вместе проводят время. Например, где много других детей и нужно, чтобы все примерно одинаково понимали, как действовать в этом месте можно и нужно, а чего делать не стоит. Но когда мы заявляем, что с сегодняшнего дня не делаем того, что делали еще вчера, и декларируем это, не давая рациональных объяснений, то так мы не решаем проблему разумной регуляции деятельности, а только показываем, кто в доме хозяин — «Это вопрос власти. Мы таким образом транслируем ребенку, что здесь решаю я, а ты для того, чтобы слушаться».

От взрослого, который властно, без объяснений вводит правило, потребуется постоянный контроль его соблюдения. Дети при установке «Я сказал, а ты слушаешься» очень редко фиксируют правила. Родителю придется беспрерывно проверять, выполняются ли его требования. Но неусыпный контроль лишь повысит уровень напряжения в детско-родительских отношениях, потому что естественная среда для ребенка — это свобода. Кроме того, в случаях правил-приказов возникает нагрузка на память ребенка. Чтобы ребенок просто запомнил требование взрослого, оно должно быть ему понятно и не противоречить его настоящим стремлениям. Дети искренне забывают такие правила, которые устанавливаются без опоры на понимание ребенка и его способность размышлять. А если правило к тому же сформулировано слишком сложно для ребенка, он будет его произвольно менять.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3396902/pub_5ecc32527c82386f5b78ae6f_5ecc4240cdaa790dc5daefe3/scale_1200

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

10 января, 2022 by admin

Вопрос от Татьяны:

-Добрый день! Меня зовут Татьяна, хочу задать вопрос воспитателю: «Как отметить Старый Новый год дома вместе с детьми?» Большое спасибо! 

Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны

-Здравствуйте, Татьяна! Старый Новый год завершает длинную череду зимних праздников. Мы возвращаемся к обычным делам: взрослые идут на работу, а дети — в школу или в детский сад.  Старый Новый год появился в России в 1918 году, когда страна перешла на «новое время», то есть приняла григорианский календарь. От старого, юлианского, он отличается на 14 дней, так что бывший Новый год как раз и пришелся на ночь между 13 и 14 января. Почему люди, которые на самом деле быстро привыкли к новому времяисчислению, стали вдруг отмечать такой необычный праздник, точно неизвестно, но считается, что эта традиция выражает подсознательную тоску по уходящей вместе с Гражданской войной старой эпохой. Давным-давно в этот день праздновали еще и Васильев праздник, которым крестьяне издревле отмечали начало нового природного цикла. Он назывался «авсень» или «овсень». Основой торжества был так называемый обряд обсевания, который должен был привлечь удачу и «задобрить» будущий урожай. Для этого прямо в доме разбрасывали зерна, пели и танцевали. 

Учитывая, что в старый Новый год совсем необязательно сидеть до полуночи и дети могут наслаждаться полноценным празднеством, даже если должны идти спать в привычное время, этим событием можно воспользоваться, чтобы в игровой и интересной форме рассказать ребенку о том, как отмечали зимние праздники наши предки.

Один из самых важных и древних обычаев гласит, что все ссоры надо оставить в старом году. В Васильев день все просили друг у друга прощение и старались наладить напряженные отношения. Этому отводилась обычно вся первая половина дня; во второй вся семья принималась за уборку дома.

Когда весь мусор убран, а пыль вытерта, можно приступать к главному староновогоднему действу — совместному приготовлению каши, как правило гречневой. Последовательность действий такова: старший мужчина в доме приносит воду, старшая женщина перебирает и сыплет крупу. Кстати, можно сделать самим коромысло и разыграть, как отец приносит воду из ванной.

Помешать кашу должны все члены семьи; каждый ребенок бросает щепотку соли. По тому, какая вышла каша, можно определить, что за год ждет семейство: если вкусная и наваристая — счастливый, богатый и полный радости; если она не удалась — проблемы и неприятности не за горами. Обязательно подавали еще вареники и угощения вроде кулебяки, кислой капусты или солений. Самый легкий в организации праздника момент — увеселительная программа. Народные песни знают все, даже самые маленькие дети. Девочек можно нарядить в красивые фартучки и платочки, мальчикам надеть яркие рубахи и картузы.

После танцев и игр «из детства» (например, «Ручеек», «Колечко») приходит пора гаданий. Обычно «на Василия» гадали на воске. Нужно взять немного воска, растопить его в ложке и вылить горячую жидкость в тарелку с холодной водой. Считалось, что получившиеся фигуры могут рассказать о том, что ждет человека, перевернувшего ложку, в следующем году. А детям наверняка понравится очень зрелищное гадание с желаниями. Каждый пишет заветное на длинной бумажке и кладет ее на край большого таза с водой (или просто держит над ним). В ореховую скорлупу ставят горящую свечку и спускают на воду. Считается, что исполнится то желание, что написано на бумажке, которая загорится первой. А еще эти послания можно вешать на елку — вместо игрушек, которые уже пора снимать и убирать в дальний ящик. Последним штрихом старого Нового года вполне может стать торжественный вынос елки. И пусть бумажки с желаниями на ней сохранятся: ветер передаст их тому, кто отвечает за их исполнение.  Со старым Новым годом вас!

https://www.i-igrushki.ru/upload/medialibrary/0f4/0f4d048e5ad2cb36e5a12f851158ffe7.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

17 декабря, 2021 by admin

Вопрос от Дарины: 

-Здравствуйте! Никак не могу переубедить дочку (4 года 1 мес.) носить платье. Как ей правильно донести, что девочки носят платья, что это красиво? Большое спасибо! С уважением Дарина.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

Здравствуйте, Дарина! Ваша дочка в данном случае имеет право на свое мнение. Ребенок уже осознает себя самостоятельной личностью. Ей хочется самостоятельности. Самостоятельности выбора. Поэтому совершенно нормальным для вашей дочки является выбор брючек/шортиков/лосин.

Обратите внимание на то, что носите Вы сами? Всегда ли это платье или юбка? В наше время многие женщины «для удобства» предпочитают штаны юбкам. Зимние и демисезонные костюмы маленьких девочек – это чаще комбинезоны. Летом наши малыши – и девочки и мальчики носят шортики. И неудивительно, что Вашей дочке нравится такая одежда. Возможно, она уже оценила ее удобство. «Дети воспитываются не словами, а поступками». А вокруг девочки перед глазами много примеров брючной женской одежды.

И что же делать? Оставить все так как есть? И даже не пытаться ее переубеждать? В данной ситуации, учитывая возрастные особенности оставить ей право выбора. Вообще лучше на какое-то время оставить эту тему. На неделю — две.  Но если для Вас тема внешнего вида важна, и Вы хотите привить девочке вкус, то действовать нужно. Только не навязчиво! 

Во-первых, не критиковать, не навязывать ей свой выбор одежды.

Во-вторых, можно для этих целей использовать куклу. Можно вместе с дочкой шить ей одежду, мастерить бижутерию. Создать гардероб, в котором будут преимущественно платья и юбки. Или изготовить бумажную куклу и рисовать ей одежду.

В-третьих, можно подобрать сказки, желательно с картинками, в которых героиня преображается и прекрасную принцессу, царевну. 

Можно предложить дочке сходить в магазин и показать ей там красивые платья для девочек. Ну и не надо забывать о собственном примере — например, приобрести красивое домашнее платье, или в качестве праздничной одежды выбирать для себя платья. Один из способов подчеркнуть нашу женскую женственность – это красивое платье. Здесь я с Вами соглашусь – «девочки носят платье и это красиво». Важно только, чтобы из-за разницы мнений не страдали наши отношения с близкими нам людьми. Всего Вам доброго!

https://images.ru.prom.st/511117974_w640_h640_platya-dlya-devochek.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

16 декабря, 2021 by admin

Что такое логоритмика?

Вопрос от Татьяны: 

-Добрый день! Меня зовут Татьяна, хотелось бы, получить ответ специалиста: «Что такое логоритмика и зачем она нужна?» Заранее благодарна, за ответ.

Отвечает на вопрос учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

— Здравствуйте, Татьяна! Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, метод логопедической работы по развития речи ребенка. Ее цель  — решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Популярность и эффективность логоритмики связана с тем, что занятия проходят в игровой форме по принципу подражания. Занятия логоритмикой требуют от детей внимания, быстроты реакции, сообразительности, организованности, помогают малышам становиться более раскрепощенными, эмоциональными. И все это совершенствует умственные процессы ребенка.

Логоритмика в первую очередь рекомендуется детям:

  • с заиканием или наследственной предрасположенностью к нему;
  • с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
  • с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;
  • с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;
  • часто болеющим и ослабленным;
  • находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

Занятия по возрастам

В каждом периоде — разные потребности и возможности. Логоритмика хороша тем, что заниматься ею можно с первых дней жизни, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер.

От 2,5 до 4 лет

В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться — именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики. «Прогулка» (развитие общей моторики)

По узенькой дорожке (ходим на месте)

Шагают наши ножки (высоко поднимаем ноги)

Топ — топ, топ — топ (топаем на каждое слово ногами попеременно)

«Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма)

Скажите ребенку, что пошел дождик. Можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10−15 секунд. «Как стучат большие капли? Правильно, они стучат медленно — кап, кап, кап, кап. А маленькие капельки как? Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап. Задача ребенка — проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.

От 4 до 6 лет

В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на  нет. 

«Черепаха» (самомассаж)

Шла купаться черепаха (пощипывания пальцами рук, груди, ног)

И кусала всех со страха: Кусь! Кусь! Кусь! Кусь! Никого я не боюсь!

Логопедическая ритмика — это очень просто: все задания может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки. Но важно учесть несколько ключевых моментов.

  1. В основе — подражание. Упражнения строятся так: взрослый показывает — ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно — от занятия к занятию. 
  2. Результат будет нескоро. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю. Заикающимся детям — в два раза чаще. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода.
  3. Занятия должны быть веселыми. Пусть логоритмика приносит удовольствие! Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы, если они не мешают двигаться. 
  4. Ориентируйтесь на ребенка. Если у малыша что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у ребенка трудности с мелкой моторикой и звуками? Смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. 
  5. Тщательно выполняйте речевые упражнения. Стихотворения проговаривайте так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
  6. Будьте терпеливы. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Не бросайте начатое дело, даже если вы сомневаетесь, что ребенок когда-нибудь с ним справится.
https://xn--52-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/images/events/cover/805ca731516786ee5127f07dc9aa07e1_big.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

14 декабря, 2021 by admin

Детский психолог рекомендует

Вопрос от Альбины: 

-Добрый день! Моей дочке 4 года 4 мес. Недавно мы столкнулись с неприятной ситуацией на детской площадке: знакомые дети стали толкать мою дочь, а их мамы стояли в стороне не вмешивались. Как поступать в такой ситуации? Как мне защитить своего ребёнка? Спасибо, с уважением Альбина.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

-Здравствуйте, Альбина! Очень нужную тему мы сегодня обсудим. Что делать, если ребёнка обижают другие дети? Когда обижают (обзывают, толкают) нашего ребёнка, да и такого маленького, наша естественная реакция и желание – защитить, а иногда и наказать обидчика. Думаю, что с такими ситуациями хотя бы раз сталкивался любой родитель. Вы описываете случай на детской площадке, когда с детьми гуляют взрослые. Дети играют на площадке. Они учатся взаимодействовать друг с другом, и не всегда это у них получается. Научить ребёнка общаться с другими детьми – задача взрослого. И взрослый же отвечает за поведение ребёнка. Именно близкий человек/родитель должен вмешаться, и поправить поведение своего ребёнка, если он ведёт себя небезопасно или не уважительно по отношению к другим детям и людям. Если взрослые бездействуют, как Вы описываете, Вы вправе вмешаться и остановить драчуна. Если это ваши знакомые, с которыми вы постоянно гуляете, то лучше поговорить с родителями о случившемся инциденте. Никто не гарантирует, что Вы будете поняты и услышаны, но поговорить, на мой взгляд стоит. Если же Ваш разговор о поведении детей останется без внимания, а дети будут продолжать вести себя агрессивно, тогда можно будет подыскать другую площадку и компанию. Кроме того, очень важно научить вашего ребёнка защищать себя, защищать свои границы. Чем старше становится ребёнок, тем больше времени он проводит без мамы, без родителей. И если его не научить давать отпор обидчику, то ребёнку в дальнейшем будет непросто самому находить выход из такой ситуации.

Случившееся на площадке можно обсудить с ребёнком оценивая только поступки детей. Например: «Сегодня, когда мы гуляли на площадке, Миша толкнул тебя. Так делать нельзя, это нехорошо толкать людей. Когда толкают – это больно, неприятно. Так делать нельзя» т. е. мы не даём оценку Мише, но мы оцениваем его поступок как неправильный. И хорошо ребёнка научить отвечать: «нельзя меня толкать», «нельзя меня трогать». Бывает, взрослые учат детей обязательно давать сдачу. И часто из этого начинается настоящая драка. При этом формируется привычка на силу отвечать силой. А наша задача – защитить свои границы и сигнализировать, что они нарушены и что так со мной нельзя.

Очень хорошо получается в этом возрасте показать ребёнку новую форму поведения в игре. Для этого нужны мелкие игрушки: фигурки людей, животных. Возможно, у ребёнка уже есть свои любимые игрушки, тогда лучше взять их. В игре мы можем воспроизвести любую ситуацию и показать с помощью игрушек как её можно разрешить. В игре можно попробовать выступить в разных ролях – и в роли драчуна, и в роли «пострадавшего». Можно проиграть всевозможные  варианты поведения и ненавязчиво подвести ребёнка к оптимальному варианту. Дети очень легко вживаются в новую роль и легко усваивают новые формы взаимодействия. Желаем вам успехов в разрешении непростых жизненных ситуаций!

https://images.unian.net/photos/2021_01/1610459502-1739.jpg?0.14979739777803713

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

13 декабря, 2021 by admin

Зимняя пора настоящий рай для малышей!

Вопрос от Ольги:

-Доброе утро! Моему сыну 1 год и 9 месяцев, на прогулке не вылезает из снега подскажите, пожалуйста, чем занять ребенка на зимней прогулке? Большое спасибо, Ольга.

Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны

-Здравствуйте, Ольга! Зимняя пора — настоящий рай для малышей! А когда зима снежная, тогда на прогулке открывается масса возможностей для развития ребенка и веселого досуга всей семьи.

«Мыльные пузыри на морозе». Неожиданно, но факт: пузыри можно выдувать и на морозе! И чем холоднее на улице, тем лучше эффект. Вы увидите, как на тонкой пленке воды начнут появляться ледяные иголочки! Возьмите из дома лупу (если она у вас есть), тогда ребенок увидит это снежное чудо вблизи. Лупа пригодится и при рассматривании снежинок: они такие разные и очень красивые! 

  «Снежные скульптуры». Тут фантазия может не ограничиваться лишь снеговиками и бабами. Можно лепить из снега зайчиков и черепах, медвежат и змей — все, что душе угодно. Даже снежный торт! И украсить его потом шишками и хвоей вместо сливочных розочек и шоколада. А еще можно делать крепости, землянки и даже дворцы — только в вашем полку должно быть много помощников.

«Ангелы». Покажите ребенку, как надо упереться в землю, чтобы потом повалиться назад в снежный сугроб и захлопать в снегу руками и ногами, как будто летишь; снег облепит малыша, и его одежда будет белоснежно-ангельской, а руки станут похожи на крылья. Потом помогите малышу осторожно встать, не разрушив его “ангельскую” форму.

«Солнечный круг». Поместите стакан внутрь таза и залейте водой. Можно добавить краски. Когда круг замёрзнет, выносим его во двор и вешаем на ближайшее дерево. Солнечные лучи будут красиво отражаться в ледяном колечке. 

«Цветной снег». Будьте креативными и берите с собой на прогулку пульверизатор с разведенными красками. Это может быть, как гуашь и акварель, так и пищевой краситель.

https://i.pinimg.com/originals/49/48/55/49485552fd25a289ac6cd6056d3279f7.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

10 декабря, 2021 by admin

Детский психолог консультирует

Вопрос от Юлии: 

-Добрый день! Моему сыну 2 года 10 месяцев. У меня вопрос к детскому психологу «Как должен развиваться ребенок до 3-х лет, если поводы для беспокойства?» Спасибо, с уважением Юлия.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

-Здравствуйте, Юлия! Особенности развития ребенка в 2-3 года. В возрасте от 2 до 3 лет с ребенком происходят стремительные изменения, которые касаются нескольких сфер. Одна из самых важных — эмоциональное развитие. Малыш начинает испытывать новые для себя эмоции, а также узнает о чувствах других людей. 

Развитие речи. Приблизительно к двум годам ребенок начинает строить предложения из 2-3 слов, используя местоимения «я», «ты», «мое». С каждым месяцем он осваивает все больше слов и пользуется ими в речи. Соответственно, его речь становится все более понятной. К трем годам речевые возможности расширяются: ребенок начинает конструировать предложения из 3-5 слов или даже больше. Он начинает учиться говорить по очереди, а не одновременно, и таким образом осваивает искусство диалога — вначале короткого, а затем все более развернутого. Ребенок учится рассказывать о том, что с ним произошло в течение дня. 

Мышление. На развитие когнитивных навыков влияет буквально все, что ребенок успел к этому времени изучить, поэтому чем более разнообразным будет его опыт, тем лучше. Он осваивает такие понятия, как время или противоположность: например, большой — маленький, день — ночь. Ребенок начинает указывать на части тела в зависимости от их функции, учится сортировать объекты и находить одинаковые по форме и цвету. 

Игры и обучение. Игры особенно важны в раннем возрасте, потому что для маленьких детей это основной способ обучения. Детям 2-3 лет нравится играть с другими людьми в переодевания и ролевые игры, устраивать «чаепития», рисовать пальцами или кисточкой, устраивать шуточную борьбу. В игре они постепенно учатся дожидаться своей очереди. 

Бытовые навыки. Примерно в это же время ребенок начинает подражать родителям в повседневных делах и осваивает навыки самообслуживания. Например, учится мыть руки и умываться, самостоятельно есть и одеваться — хотя пока у него лучше получается снимать одежду, чем надевать. Конечно, он еще учится, и родителям приходится помогать ему почти во всем. В возрасте 2-3 лет малыша уже можно приучать пользоваться туалетом. Как понять, что ребенок готов начать тренироваться? Ему интересно посмотреть, как ходят в туалет другие люди, — да, это может быть неловко, но наблюдение за действиями других — основной способ обучения в этом возрасте. Сам сообщает, когда нужно сменить подгузник. По этим особенностям поведения можно понять, готов ли уже ребенок к горшку, но лучше не форсировать события. Отказ от подгузников — одна из самых сложных и комплексных задач для ребенка в этом возрасте. Судите сами: он должен распознать свои позывы, понять, что нужно отправиться в туалет (а значит, уметь ходить), суметь забраться на унитаз или сесть на горшок, а также снять и надеть одежду. Координация движений. Двухлетний ребенок уже может бегать и, скорее всего, реже падает. Он учится самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице, на первых порах с использованием перил, а затем и без них. Он все лучше умеет бросать предметы, пинать и ловить мяч и даже может балансировать на одной ноге в течение нескольких секунд. Среди других двигательных навыков, которые появляются в этом возрасте, — прыжки на месте, езда на трехколесном велосипеде, умение поочередно переставлять ноги, поднимаясь по лестнице. 

Помочь развитию ребенка в этом возрасте можно разными способами. Вот некоторые из них.

  • Давайте ребенку возможность поиграть со сверстниками: игра — отличный способ завести друзей и освоить социальные навыки. 
  • Поощряйте освоение бытовых навыков, таких как использование ложки и надевание обуви. Эти действия развивают мелкую и крупную моторику, а также способность малыша размышлять и планировать.
  • Говорите с ребенком: называйте предметы, описывайте свои и его действия. Говорите о частях тела, игрушках, посуде или мебели — чем больше разговоров, тем лучше развиваются языковые навыки ребенка. 
  • Придайте смысл словам ребенка, слушая его и отвечая на его реплики. Если, к примеру, малыш говорит: «Мама молоко», можно ответить «Ты хочешь, чтобы мама дала тебе молока?». Такая обратная связь позволяет ребенку чувствовать себя ценным и любимым.
  • Читайте вслух: совместное чтение стихов и прозы, придумывание историй и пение способствуют развитию речи и воображения.
  • Готовьте вместе с ребенком: это поможет малышу заинтересоваться кулинарией, выучить новые слова и познакомиться с математическими понятиями, такими как «половина», «чайная ложка» или «30 минут». 

Поводы для беспокойства. Все дети развиваются с разной скоростью, и границы «нормы» во многих случаях размыты. Однако если вы чувствуете, что что-то не так, если у вас возникли опасения по поводу развития ребенка или вы заметили тревожные симптомы, это повод обратиться к педиатру.

Зрение, слух и общение: ребенок не смотрит в глаза; плохо слышит или видит; не использует словосочетания из двух слов (красная машина) в двухлетнем возрасте и фразы из трех слов и более — в трехлетнем; во время разговора его трудно понять даже членам семьи.

Поведение: ребенок не может выполнять простые указания, например: «Подойди ко мне»; не пытается копировать действия или слова в считалочках вроде «Сорока-ворона»; не может что-то делать в игре понарошку (например, кормить куклу); не интересуется ролевыми играми; не выражает своих чувств; не интересуется другими детьми; ему тяжело даже ненадолго расстаться с родителями или, наоборот, он не приходит к ним за утешением.

http://umnyashka.org/images/stories/psiho/Dobrota.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

9 декабря, 2021 by admin

Логопед консультирует

Вопрос от Дарины Владимировны: 

-Добрый день! Меня зовут Дарина Владимировна, хочу получить консультацию специалиста: «Как правильно заучивать стихи с ребенком? Что должны учитывать родители при выборе стихотворения?» Заранее благодарна, за ответ.

Отвечает на вопрос учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

-Здравствуйте, Дарина Владимировна! Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Кроме того, рифма помогает найти внутреннюю гармонию.

При выборе стихотворения должны учитываться с одной стороны возраст ребенка, его интеллектуальные и речевые возможности, с другой стороны, должны быть и определенные требования и к самому художественному материалу. Чем ниже уровень речевого развития ребенка, тем проще и определённые должен быть ритм стихотворения, проще и доступнее данные художественные образы. При выборе стихотворного материала, прежде всего, необходимо обратиться к народному творчеству. Используются народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их образы знакомы детям.

1.Каждое новое стихотворение должно быть сначала прочитано взрослым выразительно (наизусть).

2. После прочтения стихотворения говориться ребенку, что это стихотворение он будет заучивать наизусть. Затем взрослый еще раз читает стихотворение.

3. Читается отдельно каждая строчка стихотворения. Ребенок проговаривает ее за взрослым.

4. Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку уяснить основную его мысль.

5. После этого взрослый выясняет, какие слова ребенку не понятны, в доступной форме объясняет их значение.

6. Очень часто стихи используются для закрепления каких — то определенных звуков. Поэтому после проведения вышеописанной работы можно предложить и ряд специальных заданий по тексту:
— выбрать слова из стихотворения на определенный звук, например слова, где есть звук [Р];

— угадать, с каким звуком много слов в данном стихотворении (Мышь, мышь, ты что шуршишь? — много слов со звуком [Ш]);

— заканчивать строку, словом с нужным звуком.

7. Заучивание стихов помогает развивать у детей чувство ритма. Поэтому можно предлагать наряду с простым заучиванием стиха отхлопывать или отстукивать его ритм. Но при этом надо следить, чтобы сохранилась выразительность чтения.

https://kancelar53.ru/images/Raising-a-Child-Who-Loves-Reading.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

7 декабря, 2021 by admin

Вопрос от Елизаветы: 

-Добрый день! Моей дочке 2 года 9 месяцев, стала показывать детские истерики, особенно в людных и общественных местах. Почему дочка стала неуправляемой? Что привело к такому поведению? Как поступать нам, родителям в трудной ситуации? Спасибо, с уважением Елизавета.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

-Здравствуйте, Елизавета! Развитие психики: где начало формирования непослушания? В 2-3 года, у детей впервые проявляются истерики и девиз «Я сам!». Ребенок плачет, кричит, бурно настаивает на своем и отказывается от любых действий родителя. При этом желание сделать что-то самостоятельно сочетается с разочарованием в случае неудачи, иногда чувством беспомощности. Важно: маленький человек кричит, громко и сильно выражает свое мнение, но самостоятельно остановиться и тем более анализировать свое поведение не способен. Он поглощен процессом, а не целью и ее достижением. За самоконтроль отвечают лобные отделы головного мозга, которые полностью развиваются только к 12-15 годам, и темп их развития индивидуален. Можно сказать, что в раннем детском возрасте они недостаточно развиты для саморегуляции поведения. Поэтому ребенку в таких случаях помогает присутствие спокойного взрослого. Только он может успокоить бунтаря, мягко настаивая на своих правилах без агрессии, чем поможет ему справиться с порывом эмоций.

Когда начать знакомство с правилами? С 2-3 лет наступает время, когда для родителя важно начать и поддерживать отстаивание своих правил поведения в обществе (семья — это тоже общество). Правила должны быть обязательно. Только их соблюдения следует добиваться без подавления ребенка, без агрессии в его адрес. Это должны быть заранее известные ребенку нормы, на выполнении которых взрослый настаивает, не меняя их обязательность в зависимости от, к примеру, своего настроения. Таким образом закладывается основа способности ребенка к внутреннему управлению собственным поведением, а поведение самих родителей формирует модель внутреннего отношения к правилам. Родительская стратегия «не обращать внимания на истерику» опасна: она приводит к тому, что у ребенка не закладывается понимание и осознание правил, норм, морали. У детей, не сталкивающихся с ограничениями, встречающих со стороны родителей лишь потакание всем своим желаниям при полном отсутствии необходимости соблюдения правил, растет огромная тревога: ведь правила существуют и для того, чтобы маленький человек почувствовал себя под защитой сильного (и доказавшего свой авторитет) взрослого. В противном случае неуправляемое и ничем не ограниченное поведение ребенка в более старшем возрасте (дошкольника) будет направлено на затянувшееся выяснение вопроса о власти — кто кого победит в битве «Я хочу».

Как помочь ребенку, который не умеет собой управлять.

1. Вовлечь в процесс воспитания ребенка его отца. Через общение, совместные игры и дела дети учатся иерархии и подчинению.

2. Проговаривать с ребенком чувства и эмоции, которые он испытывает, связывать его поведение и возможную причину возникновения протеста. Сохранять спокойствие и доброжелательное отношение.

3. Для развития контроля поведения ребенка важно давать ему свободу выражения, поддерживая и помогая малышу по его запросу, — это стимулирует развитие лобных отделов головного мозга. Взрослому важно оставаться для ребенка тем, к кому можно прийти за помощью или советом. Позиция родителя «присутствие без вмешательства» дает опору, но не отнимает инициативу.

https://fb.ru/media/i/2/4/0/0/0/3/9/i/2400039.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

6 декабря, 2021 by admin

Вопрос от Татьяны:

-Добрый день! Меня зовут Татьяна, моей дочке 2 года и 11 месяцев, очень любим читать книги всей семьей подскажите, пожалуйста, оптимальное время для семейного чтения для этого возраста. Спасибо!

Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны

-Здравствуйте, Татьяна! Семейное чтение помогает установить крепкую эмоциональную связь между ребенком и родителями на всю жизнь, способствует развитию мозга и формирует благоприятную атмосферу в семье.

Оптимальное время для семейного чтения

Читать вместе с ребенком можно и днем, и вечером, и даже не обязательно делать это дома — все зависит от графика и возможностей родителей. Но, как правило, самое подходящее время для чтения с ребенком — вечер. К этому моменту даже самые непоседливые дети уже не так активны, поэтому легче всего настроить ребенка на чтение книги перед сном.

Если это занятие превратится в семейный ритуал, то ребенок уже сам будет с нетерпением ждать того часа, когда сможет окунуться в мир сказок, стихов, историй и приключений с мамой или папой. 

Совместное чтение может стать хорошей семейной традицией только в том случае, если этого захотят взрослые — родители, бабушки или дедушки. Для этого старайтесь выбирать книги, которые в том числе интересны вам самим. Ребенок, в свою очередь, проводя время с родителями перед сном за хорошей книгой, чувствует себя защищенным и счастливым. К тому же в семьях, где практикуют семейное чтение, разногласия между членами семьи гораздо реже перерастают в серьезные конфликты.

Семейное чтение не заменить аудиокнигами

Что же волшебного в семейном чтении? Все просто: в процессе чтения книг родители учат ребенка вступать в правильные взаимоотношения с миром, слушать и слышать других. А значит, когда он вырастет, ему будет легче справляться с трудностями и находить выход из сложных ситуаций.

В течение дня ребенок получает много информации из самых разных источников. Однако именно в процессе вечернего семейного чтения он целенаправленно слушает, вникает в то, что ему читают. У него возникают вопросы, рождаются сомнения, он начинает размышлять и выдвигать собственные идеи. Когда с ним обсуждают прочитанное, он учится выстраивать диалог и рассматривать разные точки зрения.

Многие родители стараются «убить двух зайцев» и заменить чтение аудиокнигами. Да, ребенок слышит хороший постановочный текст с голосами актеров и музыкальным сопровождением. Но этот текст для него обезличен, поэтому назвать это семейным чтением никак нельзя. 

Ребенок не видит носителей этих голосов, он не может вступить с ними в контакт, чтобы обсудить услышанное. В то время как семейное чтение — это и тактильные ощущения, и возможность сразу же получить обратную связь от значимого взрослого.

Как и что читать с детьми от 1 года до 3 лет?

В этом возрасте книга становится еще более привлекательной. Возрастает интерес ребенка к ритмичному тексту — стихам и песенкам. Между тем, моделировать мир под взгляд маленького ребенка — задача не из простых, ведь маленькие дети мыслят образами.

Корней Чуковский в своем творческом завещании детским писателям советует: книги, ориентированные на детей раннего возраста, не должны быть перегружены эпитетами. Он исходил из того, что малыши еще только знакомятся с предметами окружающего мира и не очень хорошо представляют себе их свойства.

Понимание прилагательных и эпитетов основано на опыте наблюдения и сравнения, которого еще нет у детей младшего возраста. «Стихи для детей должны быть такими, — писал детский классик, — чтобы под них можно было петь, плясать, выкрикивать, танцевать, шалить!»

https://pediatrinfo.ru/wp-content/uploads/9/e/f/9efff6becef4b2859c5e1a0d297bd42d.jpeg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

3 декабря, 2021 by admin

Вопрос от Ольги Александровны: 

— Добрый день! Мой сынок просто дико боится врачей. Как помочь и что делать? Спасибо, с уважением Ольга Александровна.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

— Здравствуйте, Ольга Александровна! Детская поликлиника — не место для слез и истерик. Но что делать, если ваш малыш упирается и капризничает перед каждым посещением врача, а для вас поход на обычный осмотр превращается в невероятный стресс? Вот несколько советов, которые помогут малышу преодолеть страх перед очередным визитом к врачу.

«Спокойствие, только спокойствие!»

В большинстве случаев ребенок испытывает беспокойство, подсознательно копируя поведение мамы. Поэтому прежде, чем пытаться успокоить малыша, обратитесь к своим чувствам. Ребенок отлично улавливает настроение родителей, и если они сами волнуются перед походом ко врачу, то значит и ему действительно стоит чего-то опасаться. Отсюда и капризы, и слезы, и истерики. Успокойтесь и старайтесь приходить на прием к доктору в хорошем настроении. По дороге и в очереди шутите, смейтесь, рассказывайте веселые истории. Ваша уверенность станет для малыша гарантией безопасности, ведь ни вам, ни ему бояться действительно нечего.

«Ни в коем случае не пугайте малыша фигурой врача!»

Во всех ваших рассказах врач должен быть добрым, он помогает людям, лечит и избавляет от боли. А уколы и прививки — это всего лишь необходимые инструменты для того, чтобы все люди были здоровы. Вспомните, а не говорили ли вы когда-нибудь малышу: «Не перестанешь дурачиться — придет врач и сделает укол!» Именно такие фразы травмируют детскую психику и воспитывают страх перед уколами и людьми в белых халатах.

«Поиграйте с ребенком в больницу»

Игра в больницу, где активным участником является взрослый, может стать хорошим подспорьем в борьбе с боязнью врачей. Пусть ребенок будет доктором, а вы — пациентом. Через игру вы поможете малышу больше узнать о работе врача. Пусть сначала на прием придет малыш, который плачет и очень боится, а врач его успокоит. А затем придет смелый и бесстрашный пациент. В игре вы сможете обсудить с малышом важные вопросы и проиграть разные ситуации.

«Готовьтесь к посещению врача заранее»

Никогда не скрывайте от ребенка того, что вы отправляетесь в больницу. Лучше предупредите об этом малыша заранее. С вечера расскажите о том, куда вы идете, и что за врач вас ждет. Коротко опишите процедуры, которые предстоят ребенку. Но не переборщите с деталями! Длинные и долгие рассказы об уколах, шприцах и процедурах испугают кого угодно. Лучше плавно переведите разговор на другую тему, посмотрите мультики или поиграйте в интересную игру.

«Не забывайте о похвале!»

После посещения врача обязательно обнимите малыша и скажите, что гордитесь им. Если ребенок не плакал и не капризничал, закрепите результат и подарите позитивные эмоции, посетив парк или кафе.

https://healthy-kids.ru/wp-content/uploads/2016/06/1200x790_ZD_News_07-06_01.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

2 декабря, 2021 by admin

Вопрос от Алены Викторовны: 

-Здравствуйте! Меня зовут  Алена Викторовна, у моей дочки горловое «Р», в связи с этим у меня вопрос к логопеду: «Нужно ли исправлять горловое «Р»?» Заранее большое спасибо. 

Отвечает на вопросы учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

Здравствуйте, Алена Викторовна! Причины горлового произношения «Р» и что с этим делать? Часто дети, начиная говорить, используют горловое «Р». Родители таких детей не обращают на это внимание, ожидая, что с возрастом это пройдет, само собой. Все остальные звуки вскоре звучат правильно, а горловое «Р» так и не торопится уходить. Некоторые же родители горловое произношение ребенком звука «Р» считают допустимым, т.к. оно по звучанию приближено к норме. А часть родителей даже принимают это за «изюминку» в своем ребенке и гордо называют свое чадо «француженкой» или «французом».  В какой-то степени эти родители правы. Ведь горловое произношение звука «Р» считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках. Однако в нашей стране такое произношение не является нормой. Возникает вопрос: «Надо ли исправлять горловое «Р»? Думаю нет, если родители планируют уехать из России и жить во Франции или в другой стране, где такое произношение звука «Р» считается правильным. Если же родители планируют жить в России, то надо исправлять. Порой картавость мешает человеку в жизни служит причиной неуверенности в себе и насмешек со стороны. Из-за картавости человек не может работать там, где нужна четкая дикция, например: на радио или телевидении. Что же такое горловое или гортанное «Р»? Горловое произношение отличается от правильного тем, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а мягким небом. Почему же, будучи окруженным социальной средой, где нормативным является не горловой звук, ребенок берет именно этот способ произнесения? Что же этому может поспособствовать? 

Причин, нарушения произношения очень много:

1.На первом месте слишком короткая уздечка языка. Такой дефект существенно затрудняет нормальное движение языка при произношении фонем, что приводит к искажению произносимых звуков. Лучше всего, если это будет замечено как можно раньше, так как это будет проще исправить. Существуют два способа решения этой проблемы, в незапущенном случае возможны логопедические упражнения направленные на растягивание уздечки, либо хирургическое подрезание.

2.Генетические нарушения. Возможен вариант, когда происходит нарушение на генетическом уровне или в момент внутриутробного развития. Такой дефект речи практически невозможно исправить.

3.Нарушение фонематического слуха. Некоторые люди воспринимают произносимые звуки иначе, чем все остальные. Просто они их по-другому слышат. Конечно, это не может не отразиться на его речи. Эта проблема корректируется с помощью логопедических занятий, которые длятся долгое время.

4.Иногда ребенок старается подражать речи взрослого человека, которого считает главным в семье. Очень часто копируя не только поведение, но и манеру говорить.

5.Слабость мышц языка. Эта проблема чаще всего возникает из-за длительного сосания соски малышом, или привычки есть из бутылочки. Ребенок после 8 месяцев должен обязательно получать пищу, которая требует совершения дополнительных действий, кроме как глотания. Когда этого не происходит, мышцы языка нормально не развиваются.

6.Иногда ребенок в силу своего упрямства специально не хочет произносить звуки, или довольствуется жестами. В этом случае логопедические упражнения должны быть построены в виде игры, чтобы заинтересовать малыша.

7.Двуязычие в семье также затрудняет нормальное произношение ребенка. Порой, ребенку бывает трудно быстро переключится с одного языка на другой и возникают нарушения в речи.

Горловое произношение звука «Р» — преодолимый дефект речи, при регулярных занятиях с логопедом. Возможно преодоление и полное исправление речи человека. Логопед применяет целый ряд специальных методик и упражнений, направленных на исправление фонематической стороны речи. Чем раньше ребенок попадет на логопедические занятия, тем быстрее логопед разрешит эту проблему. 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0eae/0003911d-64a52864/img21.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

30 ноября, 2021 by admin

Вопрос от Марины Сергеевны: 

-Доброе утро! Моей дочке 5 лет и 6 месяцев. Порой ведет себя дома очень агрессивно — кидает игрушки, дерется, ругается. Что можете посоветовать в таком случае? Большое спасибо! С уважением, Марина Сергеевна.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

-Здравствуйте, уважаемая Марина Сергеевна! Поскольку каждый ребенок и каждая ситуация уникальны, давать совет, не имея подробной информации и совсем не зная ребенка и семью, очень сложно. Различают два понятия: агрессия и агрессивность. «Агрессия — это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление и причинение вреда другому живому существу.» Агрессивность — это уже черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному поведению. Поведение называют агрессивным, когда есть губительные для жертвы последствия и когда нарушены нормы поведения. Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Этот процесс развивается постепенно: сначала ребенок мягко заявляет о свих потребностях (они могут быть не услышаны, т.к. дети не всегда могут их четко сформулировать, а зачастую они просто не осознают, что им действительно нужно), и, если взрослые не обращают внимания – поведение изменяется. Агрессивное поведение говорит о том, что ребенок попросту не может по-другому выразить свои чувства – гнев, ярость, тревогу и страх. Сам он при этом плохо осознает свое поведение. В этот момент он старается изменить ситуацию с помощью агрессии, вовлекая в свой конфликт взрослых. Причины детской агрессии:

  • навыки общения развиты слабо: дети еще только учатся общаться, договариваться, отстаивать свои интересы;
  • дети очень эмоциональны, из-за незрелости нервной системы;
  • для маленьких детей «Я» — это главное, это центр их мира, из-за чего им сложно считаться с окружающими и их чувствами;
  • моральные нормы еще не усвоены;
  • некоторые соматические заболевания;
  • заболеваний головного мозга;
  • особые ситуации в семье (переезд, развод родителей)
  • просмотр видео с жестокими сценами;
  • ситуативные причины (плохое самочувствие, переутомление)

Как родителям начать менять ситуацию?

  1. Родителям важно знать и помнить, что агрессивные дети — это те дети, которые чаще осуждаются и отвергаются взрослыми. Непонимание и незнание причин их поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. 
  2. Любому ребенку/человеку важно, чтобы к его трудностям относились с уважением, очень важно быть принятым. Детям необходимо внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. 
  3. Занять безоценочную позицию. Это значит: не делать оценочных замечаний типа «не хорошо так говорить», «нельзя так себя вести», поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.
  4. Агрессивные порывы ребенка можно сдерживать непосредственно перед их проявлением. Можно отвлечь ребенка занятием, создать физическое препятствие агрессии (удержать за плечи). 
  5. Очень полезно предлагать ребенку убрать за собой разбросанные вещи. Но уборка не должна становиться наказанием. 
  6. Если ребенок говорит обидные слова взрослому, то лучше их проигнорировать и попытаться понять, какие чувства и переживания стоят за ними. А позже, в спокойной обстановке объяснить его поведение. 
http://3.bp.blogspot.com/-WH4e8TtyYzE/Vdcf-8iLN4I/AAAAAAAACJ0/bShZIbjNsI0/s1600/get-kids-to-listen.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

29 ноября, 2021 by admin

Вопрос от Юлии Юрьевны:

-Здравствуйте! Хочу задать вопрос  воспитателю: «Как воспитать счастливого и здорового ребенка?» Большое спасибо! Юлия Юрьевна.

Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны

— Здравствуйте, Юлия Юрьевна! Овладение одними из представленных здесь воспитательных инструментов может потребовать недюжинных усилий, овладение другими — прийти естественным образом. 

Сделайте мир ребенка целостным. Немногое в жизни важнее, чем воспитание у детей чувства веры в себя и уверенности в своих силах. Это те качества, которые позволят им овладеть и другими необходимыми навыками. Уверенность в себе приходит в основном из чувства уверенности в окружающем мире.  Наряду с этим вы должны обеспечить вашему ребенку позитивную самооценку. Вам следует говорить ему о том, какой он добрый, а не о том, какой эгоистичный.
Научите детей отличать хорошее от плохого. Мы все совершаем ошибки. Мы знаем об этом, как и о том, что это свойственно природе человека, это нормально. Беда в том, что нам часто не нравится признавать собственные ошибки перед нашими детьми. Но нам необходимо научить их распознавать и признавать свои ошибки. Они должны не только знать, что ошибаться – это почти всегда нормально, но и разницу между правильным и неправильным выбором в жизненных ситуациях.
Учите детей думать. Мышление состоит не только из способности оперировать мыслительными процессами на базе логики и логических умозаключений, хотя это очень важная часть. Мышление также заключается в способности формулировать идеи и мнения и самостоятельно принимать решения.
Пусть дети ведут вас за собой. Родителям очень просто видеть себя в качестве лидера семьи.  Вы старший, вы принимаете на себя ответственность за семью, и дети делают то, что вы говорите. В некотором смысле, эта установка верна. Но в семье вы также лидер особой команды, имеющий особую цель – развивать потенциал каждого члена команды до максимально возможного уровня. И способы достижения этой цели отличаются в зависимости от уникальных личностных особенностей каждого. 

Учите детей значению и ценности денег. Когда ваши дети наконец повзрослеют и покинут дом, вы ведь не хотите, чтобы они влезали в долги, вы также не хотите, чтобы дети сорили деньгами и расходовали их напрасно, когда есть возможность сэкономить и отложить на что-то действительно ценное. Поэтому очень важно уже сейчас научить детей осознавать значение денег в нашей жизни.
Докажите, что есть полезные продукты можно с радостью. Если вы чувствуете, что вам многое еще предстоит сделать для здорового образа жизни своих детей, разбейте эту задачу на несколько этапов. Установите себе временные рамки, например: организация более здоровой диеты ребенка к маю или развитие привычки проводить больше времени на воздухе к концу лета. Не ставьте себе невыполнимых целей, следуйте четко намеченному плану и делайте это вместе со всей семьей.
Укрепляйте семейные узы. Если в семье более одного ребенка, ваша важнейшая задача — приложить все усилия, чтобы у детей была действительно крепкая связь друг с другом на всю жизнь. Как бы ни были хороши друзья, семья всегда лучше и дороже. Семья бесценна.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1554513/pub_5e6735600bdae7000472c904_5e7f8deb7566463e931f1e23/scale_1200

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

26 ноября, 2021 by admin

Вопрос от Елены Сергеевны: 

-Добрый день! Меня зовут Елена Сергеевна, много слышала об эмоциональном интеллекте, мне интересно знать: «Почему очень важно для детей развивать эмоциональный интеллект?» Спасибо.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

-Здравствуйте, Елена Сергеевна! Эмоциональный интеллект — это способность распознавать, выражать и регулировать собственные эмоции. 

Почему важно развитие эмоционального интеллекта?  Дети, способные эффективно регулировать свои эмоции, чувствительны к эмоциям окружающих, поэтому они могут сопереживать другим людям или принимать их точку зрения. Это помогает конструктивно решать проблемы, связанные с проявлениями сильных эмоций. Дети с развитым эмоциональным интеллектом лучше взаимодействуют с окружающими и добиваются больших успехов в жизни. Способность человека справляться с эмоциями (например, с беспокойством, начиная новый проект, со злостью, пытаясь справиться с семейным конфликтом, или со страхом, устраиваясь на новую работу) здоровыми способами определяет качество его жизни гораздо в большей мере, чем умственные способности. 

В исследованиях психологов много внимания уделено детям с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом. Дети, которые не могут справляться со своими эмоциями, склонны к импульсивному поведению, расстройствам питания и противоправному поведению. В то же время дети с высоким эмоциональным интеллектом лучше учатся в школе, хорошо взаимодействуют с родителями, более здоровы и счастливы. Они заводят дружбу с такими же детьми, которые находятся в доверительных отношениях со своими родителями и не склонны к рискованным поступкам. 

Рассмотрим несколько способов, с помощью которых родители могут развивать эмоциональный интеллект у ребенка.

Признавайте точку зрения ребенка и сочувствуйте ему. Сочувствие не означает, что родители должны во всем соглашаться с ребенком. Но важно всегда пытаться смотреть на ситуацию с его точки зрения. Иногда ребенок должен поступать так, как ему велят родители, но при этом он вправе иметь свой взгляд на ситуацию. Мы все знаем, как приятно, когда нашу позицию признают, и даже если мы не имеем при этом свободы действий, нам легче с этим смириться. 

Как это помогает в развитии эмоционального интеллекта.  Ощущение ребенка, что его понимают, помогает выработке гормонов, которые его успокаивают. Со временем ребенок сам учится успокаивать себя в ситуациях, когда он расстроен. Вы помогаете ребенку осознавать то, что с ним происходит, и понять, что вызывает у него те или иные чувства. Даже то, что вы называете чувства, помогает маленьким детям справляться с ними.

Позвольте ребенку выражать свои эмоции. Ваше неодобрение по поводу того, что ребенок испытывает страх, злость, не поможет ему справиться с эмоциями, но может привести к тому, что он начнет их подавлять. К сожалению, подавленные эмоции, в отличие от выраженных адекватным способом, не исчезают. Они спрятаны внутри и ищут выход. Поскольку эти эмоции не контролируются сознательно, они проявляются в неожиданных ситуациях: ребенок бьет сестру или у него развивается нервный тик. 

Как это помогает в развитии эмоционального интеллекта. Ваше принятие помогает ребенку самому принимать свои эмоции и лучше справляться с ними. Ваше принятие дает понять ребенку, что эмоций не стоит бояться или стыдиться, что они нормальны, и с ними можно справиться. 

Учите ребенка решать проблемы.  Когда ребенок (или взрослый) чувствует, что его эмоции понимают и принимают, чувства теряют свою энергию и рассеиваются. Но в некоторых ситуациях необходимо решить проблему, которая вызвала данные эмоции. 

Как это помогает в развитии эмоционального интеллекта. Детям необходимо выражать свои чувства, но им также следует знать, как находить конструктивный выход из сложных ситуаций. Для этого ребенку необходима практика и ваш хороший пример.

Играйте. Если ребенок начинает плохо себя вести, вероятно, он не может справиться со своими эмоциями. В этом ему могут помочь игры. 

Как это помогает в развитии эмоционального интеллекта. Дети ежедневно испытывают разные эмоции: бессилие, злость, грусть, страх, зависть. Эмоционально здоровые дети выражают их в игре, тем самым развивая свою эмоциональную сферу. Смех уменьшает уровень стрессовых гормонов так же, как и слезы. Но при этом приносит много радости.

https://inha.ru/wp-content/uploads/2015/06/raskrit-tvorchestvo-1024x824.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

25 ноября, 2021 by admin

Вопрос от Анны Михайловны: 

-Добрый день! У меня вопрос к логопеду: «Расскажите, пожалуйста, какие   дыхательные игры и тренажеры, необходимы для развития дыхания в процессе формирования правильного звукопроизношения?» Большое спасибо! С уважением, Анна Михайловна. 

Отвечает на вопросы учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

— Здравствуйте, Анна Михайловна!  Необходимым условием для постановки звука является правильное  физиологическое и речевое дыхание. Физиологическое дыхание бывает ключичным, грудным, диафрагмальным и смешанным. Для определения типа дыхания, положить одну ладонь на грудную клетку, вторую – на живот, и подышать в своем обычном ритме. Если больше работали грудные мышцы – ваш тип дыхания грудной, а если еще и поднимались плечи – ключичный. Если активнее были мышцы живота, то ваш тип дыхания диафрагмальный, что является нормой.  У большинства детей дыхание поверхностное, верхнеключичное, многие при дыхании поднимают плечи, надувают щеки, вдыхают ртом. Так как для формирования правильного звукопроизношения необходим сильный вдох через нос и плавный длительный выдох через рот, то эта тема актуальна для воспитателей и логопедов. Физиологическое дыхание является базой для речевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным, то есть происходит под нашим контролем. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании же после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт. Целями дыхательных тренировок являются:

— увеличение объема и глубины дыхания и как следствие выработка сильного и продолжительного выдоха, который необходим перед постановкой звуков;

— укрепление дыхательных мышц – диафрагмы, межреберных мышц;

— дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха;

— формирование направленной воздушной струи по средней линии языка.

Игра «Футбол». Дети выдыхают через трубочку на мяч, стараясь попасть в ворота.

Тренажер «Метель». Дети дуют через трубочку в коробку с пенопластовыми шариками.

Игрушка оригами «Слоник». Ребенку предлагается поиграть с игрушкой-слоником. Он дует через трубочку на хобот слона.

Игра «Лети, бабочка!». Цель — выработка сильного и длительного выдоха. Дети дуют на бабочку, которая привязана ленточкой к цветку.

Тренажер «Листопад». Ребенок выдыхает через трубочку в коробочку с бумажными кленовыми листочками.

Игра «Марафон гусениц». Дети дуют на спинку бумажной гусенице и она ползет.

Игра «Кто чем питается?». Ребенок дует на шарик, попадает в ворота в виде мордочки животного. 

Игрушка «Вертушка». Ребенок дует на язык, целясь на вертушку и она крутится.

Игра «Стаканчики». Дети дуют на шарики и катят их в стаканчики, расположенные на краю стола.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1971031-1575913693.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

23 ноября, 2021 by admin

Вопрос от Ольги: 

— Добрый день! Сыну 1 год и 9 месяцев. Он сейчас бойко присваивает себе чужие вещи, игрушки. Отказывается возвращать вещи, не делится своими. И если он не получает того, чего ему хочется, то поднимает ужасный крик. Как научить его играть вместе с другими детьми и делиться игрушками? И как лучше действовать в ситуации, когда он громко кричит и привлекает к себе внимание? Спасибо, с уважением Ольга.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

Здравствуйте, Ольга!   Поскольку здесь 2 вопроса, то ответа тоже будет 2: 

1.Многим родителям хочется видеть своих детей воспитанными, общительными и дружелюбными. Что вообще мы можем ожидать от ребенка в этом возрасте? Во-первых, в возрасте до двух лет детей больше интересует мир предметов, игрушек, и гораздо меньше пока их интересуют другие дети. С развитием речи, после 2,5 лет, меняется игра ребенка: в ней начинают отражаться нормы и правила повседневности. И это позволяет детям играть друг с другом без предварительного обговаривания правил.  Получается, что еще рано ожидать от ребенка 1,9 мес., дружной игры со сверстниками и желанием делиться своими вещами. Скорее, это будут эпизодические случаи совместной игры. Но несмотря на интерес к миру предметному, ребенку полезно бывать на детских площадках, песочницах, в общем, в компаниях со сверстниками. Полезно осваивать понятия «твое-мое», «дай — на, возьми», полезно наблюдать за тем, как ведут себя другие дети. Ребенок не хочет делиться. Такое поведение нередко огорчает родителей. Но именно такое поведение и есть поведение ожидаемое в этом возрасте. Ребенок вправе не делиться. Он искренне не понимает, что делиться – это хорошо и прекрасно. Это особенность возраста. Пока малыш активно присваивает и удерживает свои предметы, таким образом осознавая себя.  И препятствовать этому желанию мягко сказать нецелесообразно. Давление на него, с целью заставить его поделиться, и вовсе вызывает у него страх. 

2.Как действовать, когда, не удовлетворив свое желание ребенок громко кричит, привлекая при этом внимание окружающих? Думаю, что любая мама как минимум раз сталкивалась с реакциями окружающих, неравнодушных прохожих типа «ой, как некрасиво», «не надо плакать», или с молчаливой реакцией «успокойте, наконец, своего ребенка».  Итак, действуем:

— во-первых, стараемся сохранить свое спокойствие; только оставаясь спокойным, можно управлять ситуацией;

— понимать и помнить, что ребенок сам не умеет еще контролировать свое состояние, ему трудно понять себя и он боится своих сильных эмоций;

— спокойная реакция мамы/родителя и ее присутствие успокаивающе действуют на малыша;

— спокойно, гладя в глаза, объяснить ребенку, что с ним происходит («ты плачешь, ты сильно расстроился, что тебе не дали телефон, я тебя понимаю, я с тобой, я здесь, рядом…»);

— понимать и помнить, что с ребенком в возрасте до трех лет хорошо работает способ переключения внимания, и если его еще не поглотили переживания, предложить ему то, будет для него интересно;

— если малыша уже захватила истерика и приступ ярости в самом разгаре, то он не способен реагировать ни на какие отвлекающие маневры и шутки взрослых – нужно пытаться держать себя в руках и помнить, что ярость двухлетнего малыша не поддается контролю, она должна пройти сама;

— дети очень быстро приходят в себя, если им не мешать и спокойно присутствовать рядом;

— позднее, когда ребенок успокоится, можно обсудить происшедшее, объяснить чувства ребенка, объяснить, например, что это не его вещь, и что чужие вещи можно брать только с разрешения;

— ни в коем случае !!! нельзя комментировать происшедшее и попрекать ребенка;

— если истерики вошли в привычку у ребенка, то в этом случае их нужно игнорировать; ребенок станет реже прибегать к ним и скоро они совсем прекратятся.

https://pediatrinfo.ru/wp-content/uploads/7/2/4/7240fadee004606fa69e8764227fa404.jpeg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

22 ноября, 2021 by admin

Вопрос от Елизаветы:

-Доброе утро! Моей дочке 2 года и 8 месяцев, и она не знает цвета. У меня вопрос к воспитателю: «Как изучать цвета с ребенком в игре?» Большое спасибо! Елизавета.

Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны

-Здравствуйте, Елизавета! Начинайте обучение с 4-х основных цветов: красный, желтый, зеленый и синий. Только после того, как ребенок научится без труда узнавать и различать эти основные цвета, запомнит их названия, можно постепенно добавлять следующие цвета: белый и черный, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Во время игры постоянно называйте цвета, чтобы ребенок имел возможность хорошо запомнить их названия, однако в раннем возрасте не советуем требовать от ребенка самостоятельного называния цветов: если называет — хорошо, а если нет — научится позже.

Игры с использованием игрушек и предметов

Счётные палочки

Подберите набор счётных палочек двух контрастных цветов и высыпьте их на столе перед малышом. Затем справа положите палочку одного цвета, а слева — палочку другого цвета и предложите ребенку рассортировать палочки по цвету: Давай разложим палочки на две кучки — сюда все такие, а сюда — вот такие! После выполнения ребенком задания подведите итог: Ты все правильно разложил — здесь все зелёные палочки, а здесь — все розовые. 

Построй башню!

Для игры нужны кубики одинаковой величины двух контрастных цветов  — по 3-4 кубика каждого цвета. Предложите малышу построить башню определенного цветаДавай построим башню такого цвета! Найди такой же кубик!покажите малышу кубик определенного цвета, побуждайте принести другой кубик такого же цвета. Затем помогите ребенку приложить кубик к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить «такой — не такой». Если «такой» — кубик можно ставить сверху. Если «не такой» — предложите малышу попытаться выбрать похожий кубик еще раз. 

Найди колечко!

Для игры нужна деревянная пирамидка с колечками основных цветов (по 2 колечка каждого цвета). Предложите малышу разобрать пирамидку и перемешать разноцветные колечки. Затем покажите одно колечко и попросите найти колечко такого же цвета: Найди такое же по цвету колечко! Помогите малышу сличать цвета — подносить к колечку — образцу поочередно другие колечки, обозначая результаты сравнения словами «такой — не такой».

Разноцветные пирамидки

Подберите для малыша игрушку, в которой на стержни, расположенные в ряд, надеваются разноцветные шарики или колечки. Сначала вместе с малышом снимите шарики со стержней, поиграйте с ними, перемешайте. Затем наденьте на стержни по одному шарику разных цветов и предложите ребенку надеть остальные шарики: Сюда надень все такие шарики, сюда — такие, а на этот стержень — вот такие. После выполнения ребенком задания, назовите цвета.

Выбери цветную картинку!

Разложите перед ребенком несколько картинок, различающихся цветом — например, красный, синий, желтый цветы. Попросите малыша найти цветок заданного цвета: Найди красный цветок! Дай синий цветок!

Подбери пару по цвету!

Разложите на столе картинки — красный и синий домики, красная и синяя машинки. Предложите малышу подобрать пары по цвету: Посмотри: это домики, а это машинки. Машинки едут к своим домикам. Подбери каждому домику свою машинку (приложите к карточке с изображением красного домика картинку с изображением синей машинки).

Сортировка по цвету

Перемешайте разноцветные картинки и предложите ребенку разложить их по цветам: Посмотри, разноцветные картинки перемешались. Давай разложим картинки по цветам. Сюда все красные картинки, сюда все желтые картинки, сюда все синие картинки, а сюда все зеленые картинки. Картинки можно раскладывать как на кучки, так и рядами. Количество цветов и картинок каждого цвета в игре можно уменьшать и увеличивать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

https://nphelp.ru/wp-content/uploads/xiDyEtvgaxg.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

Страница 1 из 13
1 2 3 4 5 6 13