Консультационно — методический пункт ОНЛАЙН

19 апреля, 2021 by admin

Вопрос от Анны:

-Добрый день! Меня зовут Анна, моей принцессе 2 года и 10 месяцев, а мыть руки дочка не научилась.  «Как в игровой форме рассказать ребенку об правилах личной гигиены?» Большое спасибо!

Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны

-Здравствуйте, Анна! Чтобы малыш быстрее научился чисто мыть свои руки, необходимо использовать наглядную агитацию – плакаты с картинками процесса. Их можно временно разместить в ванной комнате и обращать внимание ребенка на рисунки каждый раз, когда он заходит в это помещение. Педагоги нашего детского сада представляет вашему вниманию «Петрушкины сказки». Для этого просто нужно пройти по ссылке и веселый Петрушка покажет вам сказку «ВАСИЛИСА — ГРЯЗНУЛЯ». Приятного просмотра. 

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН, Новости

16 апреля, 2021 by admin

Вопрос от Елизаветы Михайловны: 

-Добрый день! Меня зовут Елизавета Михайловна. У меня вопрос к логопеду: «Что необходимо сделать, чтобы у ребенка не пропал интерес к длительным артикуляционным упражнениям?» Заранее благодарна, за ответ.

Отвечает на вопрос учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

— Здравствуйте, Елизавета Михайловна! Чтобы у ребенка не пропал интерес к длительным артикуляционным упражнениям, необходимо использовать сказки о «приключениях язычка». Таким образом, серьезная и зачастую утомительная для ребенка логопедическая работа будет включена в его повседневные игры. 

Артикуляционная сказка «Веселый язычок».

Жил веселый язычок, (дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе)

Запирался на крючок. (делают язычок узким, кончик поднимают)

Хоть один он проживал,

Никогда не унывал.

Утром рано просыпался,

За зарядку принимался.

Руки вверх и руки вниз, (двигают языком вверх-вниз за зубами с постепенным ускорением)

А потом ты наклонись. (боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы)

А затем подскоки, бег – (боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы приклеивается к нёбу)

Тут совсем не до утех. (узким языком выполняют горизонтальные движения, влево-вправо)

Притомился язычок,

Даже заколол бочок. (стараются сделать язычок – уже)

Умываться он пошел,

Щетку в ванной он нашел. (кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот)

Зубы чистил, полоскал, (имитируют полоскание ротовой полости)

А умылся — засверкал. (кончиком языка облизывают губы)

А на завтрак язычок

Выпил тепленький чаек (язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка)

С вкусным вареньем, (передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу)

С большим наслажденьем. (улыбаются, сомкнув зубы)

Взялся язычок за дело —

И работа закипела: (язык широкий, боковые края языка прижимают к коренным зубам, кончиком как бы снизу — вверх чистят нижние резцы)

Подметал, белил и мыл – (отрабатывают подъем языка)

Ничего он не забыл. (широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба)

Прогуляться он пошел, (узким языком выполняют горизонтальные движения влево-вправо)

Много он забав нашел:

С горки весело спускался, (боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы)

На качелях покачался, (двигают языком вверх-вниз с постепенным ускорением)

На лошадке поскакал, (прижимают язык к нёбу и опускают вниз)

И ни разу не упал.

А потом домой вернулся, (помещают язык в нижнее положение)

Дверь закрыл и улыбнулся. (опускают язык вниз, зубы сжимают)

Наш веселый язычок

Славно прожил свой денек:

Потрудился, отдохнул, (делают язык широким)

Наигрался и заснул.

http://logopeddoma.ucoz.com/_nw/1/66129923.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

16 апреля, 2021 by admin

Вопрос от Сергея Александровича: 

— Добрый день! Дочке 2 года и 7 месяцев, в последнее время она стала очень ярко выражать свою обиду. Уходит в коридор, отворачивается и долго не с кем не разговаривает. Как нам на это реагировать? Спасибо! С уважением Сергей Александрович.

Видео — ответ педагога психолога: Комлевой Елены Александровны

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

5 апреля, 2021 by admin

Вопрос от Ирины:

-Доброе утро! Моя дочка очень любит рисовать. Подскажите, пожалуйста, интересные идеи, как можно дома, использовать бросовый материал в нетрадиционной технике рисования? Большое спасибо! С уважением Ирина.

Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны

-Здравствуйте, Ирина! Педагоги нашего детского сада представляет вашему вниманию «Увлекательные приключения Фантика»! Для этого просто нужно пройти по ссылке. Приятного просмотра! 

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

2 апреля, 2021 by admin

Вопрос от Анастасии Андреевны: 

— Здравствуйте! Дочке 2 года и 5 мес., рисует в основном темными цветами, выбирает карандаши: черный, коричневый и темно-синий. Нужна ли ребенку помощь детского психолога? Большое спасибо! С благодарностью Анастасия Андреевна.

Видео — ответ педагога психолога: Комлевой Елены Александровны

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

25 марта, 2021 by admin

Вопрос от Сергея: 

-Добрый день! Дочка очень плохо говорит, ей 2 года и 7 месяцев. Расскажите, пожалуйста, об дидактических играх, развивающие речь у детей 2–3 лет, для игры с ребенком дома. Большое спасибо. С уважением Сергей.

Отвечает на вопрос учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

— Здравствуйте, Сергей! 

Цели дидактических игр развивающих речь детей 2-3 лет:

— Расширение словарного запаса до тысячи слов.

— Развитие умения произносить короткие, но осмысленные и согласованные предложения.

— Развитие умения использовать в речи существительные, глаголы, прилагательные и предлоги. 

— Формирование умения кратко, но понятно описывать ситуации, явления, события.

— Работа над правильностью и чёткостью произношения звуков и слов.

Дидактическая игра: «Сказка с вопросами»

Цель обучающей игры: Развитие правильного произношения. Расширение словарного запаса. Формирование умения отвечать на вопросы. Развитие памяти и внимания у ребёнка. 

Что нужно для игры: сказка или детские рассказ. 

Описание обучающей игры: вы читаете сказку. В определённый момент останавливаетесь и задаёте ребёнку вопрос. Например, а какого цвета была шапочка у девочки? Или, а кому девочка несла пирожки? Постепенно от простых вопросов можно перейти к более сложным, требующим развёрнутых ответов. 

Дидактическая игра: «Телефон»

Цель игры: формирование умения кратко, но понятно описывать ситуации, явления, события. Расширение словарного запаса. Развитие умения согласовывать слова в одном предложении по падежу и времени. Развитие правильного произношения слов.

Что нужно для игры: любая игрушка или предмет похожий на телефон.

Описание обучающей игры: вы говорите малышу – давай научимся разговаривать по телефону. Даёте игрушку или предмет обозначающие телефон другому взрослому или старшему ребёнку и на примере показываете, как можно общаться по телефону. А затем передаёте телефон малышу и начинаете разговаривать с ним. Поначалу его ответы будут короткими и односложными. Да, нет, не знаю, мама, папа, играю. Поэтому вам придётся задавать уточняющие вопросы. А с кем ты играешь? А что сказал папа?

Дидактическая игра: «Что делает игрушка?»

Цель игры: Формирование умения кратко, но понятно описывать ситуации, явления, события. Расширение словарного запаса. Развитие умения согласовывать слова в одном предложении по падежу и времени. Развитие правильного произношения слов.

Что нужно для игры: Любая игрушка.

Описание обучающей игры: Возьмите игрушку ребёнка. Начните с ней играть и описывать действия, периодически задавая вопросы ребёнку. Например: «Мишка идёт по полу. Топ, топ, топ. Мишка залез на диван. Диван по сравнению с мишкой большой. А мишка по сравнению с диваном какой? Правильно маленький. Маленький мишка ложится на диван, укрывается одеялом и что делает? Молодец – ты угадал, он ложится спать». Со временем можно задавать ребёнку более сложные и развёрнутые вопросы. А затем и вовсе попросить малыша по вашему примеру играть с игрушкой и описывать её действия.

https://pbs.twimg.com/media/EZZ6wkxWAAAcrah.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

22 марта, 2021 by admin

Вопрос от Ольги:

-Добрый день! Меня зовут Ольга, вместе с дочкой (3 года) очень любим, ходить в Кукольный театр, а как познакомить её с различными видами театра и сделать «веселые маски» для домашнего спектакля. Благодарю за совет.

Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны

-Здравствуйте, Ольга! Педагоги нашего детского сада, с большим удовольствием познакомят, вас с различными видами театра. Покажут русскую народную сказку «Колобок» и проведут замечательный мастер – класс по изготовлению театральных масок. Получайте удовольствие и конечно же, хорошее настроение, а самое главное не забывайте, сделать с нами веселыми маски. 

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

19 марта, 2021 by admin

Вопрос от Дарины Владимировны: 

-Здравствуйте! Дочурке 3,5 года и она очень медленно одевается перед прогулкой. Есть ли способы её как-то ускорить? Дарина Владимировна.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

-Здравствуйте, Дарина Владимировна! В возрасте 3 — 3,5 лет дети, хоть и с незначительной помощью, но уже одеваются сами. И хорошо, если родители предоставляют им такую возможность, а не одевают их сами, только потому, что так быстрее. Вы пишите, что ребенок одевается медленно. А как быстро он справляется с остальными делами? Часто мамы первых детей считают, что их дети очень медлительны. И вот тут важно понимать, с кем вы сравниваете своего ребенка –  со взрослым, со сверстником? Если сравнивать скорость одевания со взрослым, то да, ребенок однозначно оденется в таком возрасте медленнее. Постарайтесь понаблюдать, как одеваются сверстники вашего ребенка. И тогда вывод относительно его медлительности будет вернее. Во — вторых, по вашему вопросу не понятно, на чем задерживается ребенок. Он медленно надевает штаны и куртку, или постоянно отвлекается на игры, на разговоры или что-то другое.  

Причин такой медлительности может быть несколько. Если ребенок гулять не хочет, или не хочет идти туда, куда ему предлагают, то «постарается» оттянуть нежелательную прогулку. Медлительность может быть признаком врожденного медленного типа темперамента. Дети активные, трудно удерживающие внимание, также будут долго одеваться. Причину, конечно, важно понимать, для того, чтобы выбрать дальнейшую тактику. Например, медлительность – это особенность ребенка, то важно принять это как данность и стараться не ускорять, не подгонять его в такие моменты. Нервничая из-за его медлительности и подгоняя его, мы получим совершенно противоположный результат —  ребенок затормозится еще больше. Но это не значит, что совсем не нужно увеличивать скорость навыка. 

Что мы делаем? Во-первых, намечаем для себя, например, на ближайшие два месяца цель – ребенок учится одеваться на 3-5 минут быстрее обычного. И спокойно, в течении этих двух месяцев тренируем этот навык. Поддерживая, приободряя ребенка и никуда не торопясь. Посмотрите заранее, сколько времени нужно ребенку, чтобы одеться.  Можно использовать песочные часы. На 10 и 5 минуты. Если он одевается в течении 10 минут, начинаем с часиков на 10 минут: «Посмотри какой ты умничка, ты уже успеваешь одеваться, пока в этих часиках сыплется песочек», «А давай, мы с тобой будем учится, одеваться чуть быстрее, чтобы песочек еще оставался». Поощряйте ребенка приятными мелочами, если у него получается. И ни в коем случае не ругайте и не критикуйте, если пока не получается, или вы двигаетесь слишком медленно. Главное в таком деле избегать суеты и раздражительности. И обязательно позаботьтесь о себе, чтобы сохранить свое спокойствие.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1590748/pub_5da184884e057700aec6e2a4_5da18a0a4e057700aec6e2ca/scale_1200

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

18 марта, 2021 by admin

Вопрос от Анастасии Андреевны: 

— Добрый день! Моей дочке 2 года и 5 мес., у меня два вопроса к логопеду: «Как правильно обогащать словарный запас ребенка?  Когда начинать работу  по развитию связной и грамматической речи?» Большое спасибо. С уважением Анастасия Андреевна.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

Здравствуйте, Анастасия Андреевна! В процессе пересказа дети обогащают свой словарный запас, развивают связность и грамматическую правильность речи. Начинать эту работу нужно постепенно.

2-3 года, обсуждайте сюжеты русских народных сказок. Читая малышу сказки, внимательно рассматривайте иллюстрации и задавайте вопросы: «Кто нарисован на картинке?» — «Курочка Ряба» — «Что она сделала?» — «Снесла яичко»; «Кто нарисован на картинке?» — «Колобок!» — «Что он делает?» — «Лежит на окошке». Такие вопросы помогут ребёнку осознанно воспринимать текст и изображения, развивать и обогащать пассивный и активный словарь. Разыграйте сюжет сказки с помощью игрушек или деревянного конструктора. «Посмотри на игрушки. Кто из них стал тянуть репку первым?» «Кого он позвал? Кто ему стал помогать?» 

3-5 лет, используйте серии картинок с бытовым сюжетом. Возьмите картинки с изображением бытовых сюжетов. Сначала показывайте карточку с изображением причины, затем карточку с изображением следствия. Например, «руки, которые тянутся к чашке» и «осколки разбитой чашки на полу». Спросите: «Что случилось сначала?» — «Кто-то неаккуратно взял чашку… поэтому… она упала на пол и разбилась». Перед выходом на улицу полезно задавать вопросы: «Почему мы берём с собой зонт?» — «Потому что на улице дождь». На прогулке обращайте внимание на изменения окружающей обстановки: «Почему на улице лужи?» — «Потому что прошёл сильный дождь».

5-6 лет, помогайте в составлении рассказа, начиная описание (о ком рассказ, когда он происходит, что делают герои). Повествование — это связный рассказ о случившихся событиях. Допустим, происходящие с героями события зарисованы в 3−5 картинках. Задача ребёнка — внимательно их рассмотреть, понять, что было по времени раньше, а что позже, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка — это новое предложение. Вместе получается связный рассказ. Чтобы усложнить задачу, попробуйте придумывать, что случилось до и что случилось после события, изображённого на картинке. Поиграйте в  «Что сначала — что потом». Первое предложение говорит родитель, второе — ребёнок; можно выбрать ведущего с помощью считалки; начинает тот, кто верно ответил на предыдущий вопрос. «Сначала зима, а потом… весна. Сначала день, а потом… вечер». Ещё одна полезная игра — «Сейчас и раньше», в неё играют с мячом. Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит: «Сейчас лошадь», ребёнок бросает мяч обратно со словами: «а раньше жеребёнок». «Сейчас овца» — «А раньше ягнёнок». «Сейчас петух» — «А раньше цыплёнок».

6-7 лет, обращайте внимание на связность, выразительность, эмоциональность рассказа. Разложите перед ребёнком картинки в произвольном порядке и предложите внимательно их рассмотреть. Попросите переместить картинки таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ и придумать ему название. Полезно задавать и такой вопрос: «Как ты думаешь, какую мысль хотел донести автор?» При составлении рассказа по серии картинок задействованы не только такие познавательные процессы, как восприятие, речь и мышление, но и внимание и память. Поэтому использование игр на развитие памяти и внимания будет способствовать эффективному развитию умения составлять связный рассказ по серии картинок.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3311877/pub_5f58dcbfefb9584a82fc5c06_5f58dd64efb9584a82fdac5b/scale_1200

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

16 марта, 2021 by admin

Консультация для родителей

Благодаря логическому мышлению или, если говорить проще, рассудительности, мы способны принимать верные решения, делать выводы и успешно решать проблемы. Развитое логическое мышление помогает детям лучше понять мир, мобилизует на творчество и способствует хорошей учебе в школе. Вот почему полезно уделять внимание упражнениям на логическое мышление и развивать этот навык у своих детей. «Прокачивать» логическое мышление можно с ранних лет, причем делать это желательно в игровой форме — такой подход вызовет больший отклик со стороны ребенка. 

Занятия, способствующие развитию логического мышления:

«Данетки»: загадайте предмет, явление или персонажа и предложите ребенку отгадать его, задавая наводящие вопросы, на которые можно ответить только да или нет.

«Верю — не верю»: вы высказываете утверждение — например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребенка — определить, верно ли оно. Если однозначный ответ выбрать нельзя — это даже хорошо, главное — чтобы ребенок мог обосновать свой вариант ответа логически.

«Ассоциации»: назовите предмет или явление и предложите ребенку назвать похожий. Спрашивайте, почему он выбрал именно его, какие черты объединяют оба предмета.

Настольные игры

Еще один отличный способ развивать логическое мышление. Старайтесь выбирать игры с понятными правилами, в которых ребенку придется принимать решения, перебирать варианты и находить оптимальный выход из ситуации. Среди настольных игр, пожалуй, стоит отдельно выделить шашки и шахматы — они тренируют у детей не только логическое, но и стратегическое мышление. 

Конструкторы и кубики

Создание построек по схемам, а также воплощение в жизнь собственных конструкторских задумок развивают пространственное и структурно-логическое мышление. Кроме того, игры с конструктором помогают ребенку развивать двигательные навыки, мелкую моторику и пространственное мышление. Причем вовсе не обязательно покупать дорогие конструкторы вроде LEGO: занимательные и увлекательные конструкторские задачи можно решать и с помощью обычных кубиков.

Головоломки, загадки и шарады

Нарисуйте на бумаге (или вырежьте из журналов) дюжину самых разных предметов, не объединенных на первый взгляд общими признаками. Затем попросите ребенка сгруппировать их и объяснить, по какому принципу он это сделал. Игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам хорошо развивают умение мыслить нестандартно и находить неочевидные связи. Кроме того, можно вместе разгадывать ребусы, находить ответы на загадки, проходить лабиринты. А еще решать пространственные головоломки — например, собирать кубик Рубика, искать решение китайской игры-головоломки танграм, или складывать пентамино.

Словом, тренировать логическое мышление можно разными способами. Главная задача родителей при этом — находить и предлагать ребенку такие игры или форматы, которые одновременно будут стимулировать развитие ребенка и вызовут его интерес.

https://xn--c1aejes9h.xn--p1acf/wp-content/uploads/2018/08/08-08-2018_11-25-29-1200x600.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

15 марта, 2021 by admin

Вопрос от Валентины:

-Добрый день! Мы очень любим, дома показывать кукольный театр и не секрет, что наш ребенок с интересом и увлечением ждет его. Подскажите, пожалуйста, как его можно по-новому озвучить? С уважением, Валентина.

Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны

-Здравствуйте, Валентина! «Сказки — шумелки» для домашнего театра, которые сопровождаются музыкальными инструментами, шумами,  полностью «захватывает» ребёнка. Сказки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет.  Педагоги нашего детского сада представляет вашему вниманию «Петрушкины сказки». Для этого просто нужно пройти по ссылке и веселый Петрушка  покажет вам музыкальную сказку «Заяц в лесу». Приятного просмотра. 

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

12 марта, 2021 by admin

Вопрос от Елены Сергеевны: 

-Добрый день! У меня вопрос к детскому психологу, мой сын растет очень тревожным ребенком. Как помочь ему с этим справится, он часто волнуется без существенных, на мой взгляд, причин? Большое спасибо. С уважением Елена Сергеевна.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

-Здравствуйте, Елена Сергеевна! Тревожность — это переживание, связанное с предчувствием опасности. В некоторых ситуациях тревога бывает полезной. Например, в случаях реальной угрозы она мобилизует на какие-то действия. Но бывает, что тревожность проявляется слишком часто: человек испытывает ее практически постоянно, воспринимая все происходящее как угрозу для себя. Не каждый взрослый способен самостоятельно справиться с этим чувством, а малышу в такой ситуации еще сложнее. 

Признаки и причины тревожности

У этого явления есть несколько характерных признаков. Тревожный ребенок обычно робок и испытывает страх перед новым. Он боится неудач и ожидает их. Такой малыш очень возбудим и чрезмерно привязан к родителям. Причины постоянного предчувствия опасности следует искать, прежде всего, в семье.

 «Отраженная» тревога одного из родителей

Если один из родителей — чаще всего это мама — тревожится из-за малыша, то он считывает это. Например, мама воспринимает ребенка как слабого, несамостоятельного, болезненного. В каком-то смысле ей это может быть даже выгодно: если ребенок такой проблемный, мама может не выходить на нелюбимую работу, а оставаться с ним дома. Ребенок же, чувствуя эту тревогу, верит в ее обоснованность и подтверждает своим поведением: «Если мама за меня так тревожится, значит, со мной действительно что-то не так».

Правила для родителей

Самое важное, что должны сделать родители, — подумать, что в их поведении может вызывать у ребенка тревогу или подпитывать ее. Ребенку для спокойствия нужны понятные и постоянные правила поведения. Это значит, что все разногласия по поводу методов воспитания родители решают сами между собой и приходят к одному общему решению. Если ребенок пренебрегает правилами или совершает другие проступки, то наказания должны быть соразмерными вине.

Как помочь самому ребенку

Если ощущение тревоги у ребенка привело к возникновению устойчивого страха. Например: придумать самостоятельно или найти специальную терапевтическую сказку в интернете, где малыш сначала боится, а потом справляется. Можно «проигрывать» в безопасной обстановке конкретные ситуации, которые вызывают у ребенка тревогу. Например, ребенок боится заговорить с другими детьми. Воссоздайте эту ситуацию в игре так, чтобы проговорить в ней его чувства. Используйте любимые игрушки малыша: «Машинка стесняется, что над ней будут смеяться». Просто переносите чувства ребенка на игрушки и проговаривайте это. Ребенок может, молча за этим наблюдать, а может проявить агрессию, начать ломать игрушки. Это нормально: у него должна быть возможность выразить свои чувства, тревоги, страхи. Только осознавая их, он научится с ними справляться.

https://notimes.ru/wp-content/uploads/2020/08/4c926e8f58ace042ddd5984f0f67d0de.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

11 марта, 2021 by admin

Вопрос от Елизаветы Михайловны: 

-Доброе утро! Меня зовут Елизавета Михайловна, моей дочке 2 года и она  плохо говорит. У  меня вопрос к логопеду: «Как научить ребенка выговаривать сложные звуки?» Спасибо.

Отвечает на вопрос учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

— Здравствуйте, Елизавета Михайловна! Ребёнка окружают живые и неживые предметы, люди, явления природы. Всё это как-то называется, всё имеет своё имя. У каждого взрослого есть по-настоящему уникальная возможность — открыть детям особый мир — мир слов, которые строятся из отдельных звуков. Прежде чем начинать заниматься с ребенком, сами потренируйтесь протяжно произносить гласные и согласные звуки. Обращаем ваше внимание на то, что твердые и мягкие согласные звуки — это разные звуки! Например, звуки [л] и [л’] — это самостоятельные согласные звуки, а не варианты какого-то одного звука! Также, помните, что [в] и [в’] — это разные звуки и так далее. Очень полезно вначале «опредметить» для ребёнка некоторые звуки, дать им игровые названия, особенно тем из них, которые близки по звучанию или те, которые он путает. Предложите ему пропеть песенку змеи (ш-ш-ш-ш), песенку жука (ж-ж-ж-ж). Можно при этом поиграть в змею, жука — поползать, пошипеть, пожужжать. Потом пусть ребёнок пропоёт «песенку» самостоятельно. Возможно, потребуется многократное повторение, чтобы «песенка» получилась хорошо: правильно и чётко. Когда, наконец, получится, можно выучить короткое стихотворение.

Песенка жука

Ж-Ж-Ж — запел рогатый жук;

Вот как громко я жужжу!

Тут же пчёлка зажужжала,

На жука направив жало.

Попросите ребёнка узнать, в каких словах прячется «песенка» жука, то есть встречается звук [ж]. Читайте стихотворение медленно (возможно, по две строчки), выделяйте протяжной интонацией звук [ж] (в некоторых словах их два), пока ребёнок не научится находить его правильно. Попросите ребёнка заучить первые две строки и рассказать так, чтобы было слышно, где прячется «песенка» жука (в других случаях это может быть песенка комарика — звук [з], песенка змеи — звук [ш], песенка мотора — звук [р], как пыхтит каша — звук [п] и т. д.). При этом следите, пожалуйста, чтобы он произносил протяжно именно отдельные звуки, но не слоги, например, если ребёнок выделяет [жу] — это неправильно. Наша задача — научить выделять в слове отдельные согласные звуки. Подбирайте чистоговорки («Жу-жу-жу — в зоопарк пришли к моржу»), скороговорки («С мышами во ржи подружились ежи») с частым употреблением разных согласных звуков. Не следует задерживаться на каком-то одном звуке, лучше их менять, используя поочередно все.

Следующий вид игр — самостоятельный подбор ребёнком слов, в которых содержится заданный звук. Лучше делать это с помощью предметов, картинок: «Угадай, какие из игрушек называются словом, в котором есть звук [м]- [м]- [м]». И пусть ребенок произносит слова так, чтобы было хорошо слышно, что в них действительно есть заданный звук. 

Таким образом, мы проверяем выполнение, корректируем и даём ребёнку эффективный способ проверки. Затем нужно переходить к поиску слов, где нужно определить место звука в слове (в начале, в конце, в середине). Акцентируем на этом внимание ребёнка.

https://img51994.kanal-o.ru/img/2018-01-08/fmt_81_24_igry_logopeda2.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

9 марта, 2021 by admin

Вопрос от Анны: 

— Здравствуйте! Моей дочке 2 года 10 мес., у нас сложности в том, что она со скандалом принимает какой-либо отказ. Подскажите, пожалуйста, как её научить принимать отказ, а мне, как выдерживать недовольство ребёнка? Большое спасибо! С уважением Анна.

Отвечает педагог психолог: Комлева Елена Александровна

Добрый день, Анна!  Спасибо большое за такой интересный вопрос. Смею предположить, судя по описанной вами ситуации, ребёнок привык к тому, что ему практически ни в чем не отказывают, когда взрослые не настаивают, не могут настоять до конца на своём. В таком случае складывается и закрепляется неконструктивная модель поведения – ребёнок, не принимая отказа устраивает «бунт на корабле». Чем это чревато и почему такое поведение не конструктивно? Попадая в социум, в мир за пределы своей семьи маленький человек неизбежно столкнётся с правилами и ограничениями, с которыми не считаться не получится. Поэтому так важно научить ребёнка ещё в семье, понимать, принимать и отказ, и правила.

Чтобы начать менять ситуацию, необходимо понять, что на это требуется время. Нужна постепенность и договорённость всех членов семьи (отказ должны поддерживать все). Можно составить список того, что вы запрещаете (он не должен быть слишком длинным). Все то, что вы оставили в списке, будьте готовы отстаивать твёрдо и не менять решения в зависимости от настроения. Для того, чтобы избежать ненужных, лишних конфликтов, сделайте запрещенную вещь недоступной. Например, вы знаете, что ребёнок очень любит конфеты, и готов есть их без ограничений. В таком случае лучше заменить их на сухофрукты, либо покупать только по определённому поводу, в праздник, и совсем немного. 

Обязательно объясняйте ребёнку причину запрета, выбрав для разговора наиболее подходящее время. Когда ребёнок кричит и громко возмущается, ваши объяснения не будут услышаны. 

Помогайте малышу выполнить ваш запрет, иногда просто физически устранив его от запрещённого предмета (нежно, твёрдо и с любовью). Можно попробовать отвлечь его или предложить заняться чем-то интересным. Посочувствуйте ребенку: «Я понимаю, что злишься из-за того, что я тебе … запретила, ты можешь поплакать, если хочешь, но я тебе этого действительно позволить не могу. Знаешь, мне тоже иногда хочется то, что нельзя». Но не уступать. Можно предложить что-то неожиданное, например, помечтайте с ребенком о недоступном (о целом вагоне с конфетами). 

Для того, чтобы выдерживать эмоциональные вспышки ребёнка в первую очередь необходимо собственное ресурсное состояние. Понаблюдайте за собой, и вы наверняка заметите, что в усталом состоянии труднее выдерживать давление и сильные чужие эмоции. А понимание причины запрета прибавит вам уверенности в своих решениях.

https://cdn.sm-news.ru/wp-content/uploads/2020/05/25/7a53eb0d-21c6-4e9f-bc98-58f104122c77-1300x675.jpeg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

5 марта, 2021 by admin

Вопрос от Веры: 

-Здравствуйте! Моей дочке 2 года 8 месяцев. В последнее время она стала сильно бояться темноты: оставаться в темной комнате, засыпать без света. Как можно справиться с этим страхом? Спасибо! С уважением Вера.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

-Здравствуйте, Вера! В процессе роста и развития у детей периодически возникают страхи. Причем, на каждый возраст они свои. Большинство детских страхов в той или иной степени обусловлены именно возрастными особенностями и со временем проходят. По мере взросления ребенка одни нормативные страхи сменяют другие. В возрасте 2-3 лет характерны страхи темноты и боли. Это страхи нормативные. В этом возрасте ребенок учится контролировать свои желания, принимать социальные нормы. Это нормально, что ребенок в 2-3 года боится темноты, даже взрослые испытывают в такой ситуации дискомфорт. Как быстро пройдет этот страх, во многом зависит от родителей. Часто детские страхи возникают из-за продолжительных отрицательных эмоциональных переживаний ребенка. Такие переживания бывают связаны со значимыми событиями в жизни семьи и ребенка –  это может рождение второго ребенка, поступление в садик, выход мамы на работу, переезд семьи, напряженные, конфликтные отношения родителей, продолжительная болезнь самого ребенка или членов семьи, утрата близких, госпитализация ребенка, высокий родительский контроль, чрезмерная строгость родителей. Для того, чтобы преодолеть проблему, важно понимать причину страха и ситуацию в семье.

Как помочь ребенку преодолеть страх?

  • Во-первых, нельзя ругать, критиковать, обесценивать или высмеивать страх;
  • Оставляйте в спальне включенный ночник;
  • В игре создавайте ситуации, при которых ребенок будет оказываться в темноте — поначалу рядом с вами, например, спрятаться в темной комнате, или поиграть в жмурки;
  • Рисуйте с ребенком, например, на тему «ночная жизнь зверей», или ночное небо;
  • Придумайте сказку, в которой герой боится темноты и как он с этим справляется;
  • Проанализируйте свою семейную ситуацию, и посмотрите, как можно помочь малышу – снизить напряжение, уменьшить проявление отрицательных эмоций;
  • Находите время для веселых, активных занятий с ребенком и дома и на свежем воздухе;
  • Объясняйте ребенку свое состояние, эмоции и эмоции самого ребенка.
https://theawesomer.com/photos/2017/08/cinemood_storyteller_portable_projector_2.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

4 марта, 2021 by admin

Вопрос от Светланы: 

-Добрый день! Сейчас современные родители больше интересуются нетрадиционными методами обучения и развития детей. Расскажите, пожалуйста, об играх с песком в домашней песочнице. Благодарю! С уважением Светлана.

Отвечает на вопрос учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

— Здравствуйте, Светлана! Игра с песком носит терапевтический эффект: успокаивает, завораживает, стабилизирует нервную систему. Именно поэтому с ним приятно заниматься и детям, и взрослым. Всё это позволяет проводить в вашей домашней песочнице необыкновенно эффективные игры, способствующие психоречевому развитию детей дошкольного возраста. 

  1. Учимся самоконтролю

-игра проводится только в песочнице;

-песок нельзя есть, кидать, рассыпать вне рабочего пространства;

-необходимо мыть руки по завершению игр в песочнице.

Эти правила важно повторять перед каждым использованием песочного стола. Для этого используется «ритуал входа», во время которого ребенок знакомится с персонажами будущих игр. 

 «День-ночь». Отправляйтесь в путешествие в волшебную страну! Наступает день, когда песочница открыта, а на ночь она закрывается. Поздоровайтесь с песком: погладьте его сначала одним пальчиком, затем всей ладонью. Обсудите с ребёнком, приятен ли песок. Напомните, что в стране нужно быть очень осторожным, чтобы не наступила вечная ночь! 

При несоблюдении правил, описанных выше, волшебная страна «закрывается на замок», «прячется», «исчезает в песках», — взрослый закрывает её крышкой. Это помогает сформировать у ребёнка самоконтроль, что способствует образованию новых нейронных связей в лобных долях головного мозга ребёнка. И это косвенно способствует и улучшению регуляции речемыслительной деятельности. Любые игры в песочнице завершать, используя «ритуал выхода», когда ребёнку предлагается попрощаться с героем — погладить песок и закрыть крышку.

  1. Развиваем мелкую моторику

Это полезно для более успешного освоения устной речи. Какая связь между речевой функцией и развитием моторных функций пальцев рук? Двигательная и речевая зоны головного мозга близко расположены: стимулирование одной ведёт к развитию другой. Занятия с песком уже задействуют нужные зоны, а направленное обучение детей разным способам рисования по песку (или песком) повышает эффективность. Получить изображение можно, рисуя кулаком, ладонью, ребром большого пальца, мизинцами, одновременно несколькими пальцами или симметрично двумя руками, и высыпая песок из кулака. Рисование может сопровождаться музыкой.

«Волшебные дорожки». Учимся рисовать разными пальцами (указательным, большим, мизинцем) горизонтальные линии. Сначала прямые, затем волнообразные. 

  1. Расширяем представления об окружающем мире

Сами по себе любые игры с песком обогащают кругозор: когда вы вводите нового персонажа или рисуете, например, дождик, то рассказываете о герое или о природном явлении. 

«Найди домик». Рисование на песке изображений леса и дома с последующим распределением «жильцов». Фигурки домашних животных отправляются «жить» домой, а диких — в лес.

  1. Обогащаем словарный запас

Прежде всего ребёнок учит новые слова, связанные с песочницей и действиями с ней. Какие?

Номинативный словарь: песок, песчинка, пустыня.

Предикативный словарь: гладить, грести, превращать, сыпать.

Aтpибyтивный словарь: песчаный, легкий, сыпучий.

«Прятки». Поселите в норку животных: расчистите поверхность песочницы или светового стола от песка и засыпьте картинки, используя прием высыпания из кулака. Если оставить морду животного не закрытой, то получится, что оно выглядывает из норки.

  1. Учимся говорить связно

Работа в песочнице эффективно способствует формированию связной речи. Очень полезны проигрывания (драматизации) русских народных сказок. При этом дети на начальном этапе могут быть пассивными слушателями, могут рисовать декорации. Со временем взрослый может начинать историю, а ребёнок её заканчивает. 

https://img51994.kanal-o.ru/img/2020-06-01/fmt_81_24_shutterstock_669630841.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

2 марта, 2021 by admin

Вопрос от Татьяны: 

-Добрый день! Меня зовут Татьяна, моя дочь не хочет спать одна в своей комнате. Как приучит ребенка спать отдельно от мамы? Спасибо.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

-Здравствуйте, Татьяна!  Спать рядом с мамой младенцу вполне естественно. Это удобно маме и связь между ними укрепляется. Но позже, когда малыш уже бегает сам и начинает говорить, когда мать закончила кормление грудью, можно начинать «отделение». Рядом с маленьким ребенком в большинстве случаев и так постоянно находится кто-то из родителей — если он еще и спать будет с ними в одной кровати, то это станет источником разных проблем в будущем. Соглашаясь раз за разом на то, чтобы ребенок спал с вами, вы неосознанно лишаете его возможности взрослеть: самостоятельно искать выход из трудной ситуации, преодолевать страхи, учиться создавать для себя уютное и комфортное пространство. Кроме того, оставаясь в родительской постели, дошкольник решает, когда они должны лечь, как и на каком месте им следует, по его мнению, спать. Так он начинает контролировать собственных родителей, нарушая семейную иерархию.

Бывает, что родители приняли решение, что ребенок должен спать отдельно, но все идет не так. Укладывание в постель оказывается болезненной процедурой, тяжелым делом, потому что малыш хочет спать с родителями и ни в какую не слушает уговоров, что ему уже пора спать в своей комнате. Такая приверженность к родительской спальне есть у детей, которым не хватает ощущения безопасности в своей кроватке.  В некоторых случаях сами родители, особенно мама, сами бессознательно противятся отделению ребенка. Они проецируют на него собственную незащищенность, тревоги, потребность в том, чтобы чувствовать тепло и близость родного человека. Взрослым важно найти другой способ успокаиваться, не использовать ребенка как утешение в собственных трудностях.

Действуйте постепенно. Начинайте отделять ребенка в отдельную комнату не сразу, не резко, а порепетируйте. Достаточно будет одного-двух раз в неделю, когда он спит один. Наблюдайте за его реакцией — и вы увидите, насколько ребенок готов к самостоятельному сну. Постепенно увеличивайте количество ночей в одиночестве. Другой способ — заранее договориться с ребенком, что через неделю он начнет спать в своей комнате.

Придумайте ритуал. Для формирования привычки можно придумать приятные ритуалы перед сном: почистить зубы, переодеться в пижаму, включить ночник, сказать «спокойной ночи», послушать сказку, которую почитает мама или папа.

В этом случае подойдут сказки, в которых есть герой, спящий в одиночестве. Можно сшить или купите малышу игрушку, которую он захочет взять с собой в постель. Некоторые дети так привязаны к родителям, что стоит им давать на первых порах родительскую подушку или одеяло, которым укрывается мама, чтобы они ночью чувствовали рядом знакомый запах.

Проявляйте твердость и последовательность. Если ребенок уже почти привык засыпать один, но вдруг иногда появляется на пороге родительской спальни и просится спать с вами, проявите твердость. В таком случае ласково взять малыша за руку и отвести в детскую. Можно постоять возле двери в его комнату несколько минут, дождавшись, пока он заснет.

Поощряйте и не наказывайте. Никогда не угрожайте детям сном в одиночестве, если он провинился. У них будет ощущение, что спать в своей кровати — это наказание. Когда малыш, наконец, научиться спать один в своей комнате, стоит поощрить его. Можно приготовить что-то вкусное на завтрак или принести лакомство в постель. Это станет дополнительным стимулом для формирования новой привычки. А еще можно сказать ребенку, какой он храбрый и смелый: засыпая, он будет гордиться собой.

https://uiut.boltai.com/wp-content/uploads/sites/3/2018/06/8c38c43f54429e1f13a6ae23eb48d6766c.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

1 марта, 2021 by admin

Можно ли воспитать в детях благодарность?

Вопрос от Ирины:

-Доброе утро! Мы с мужем так стараемся — заботимся о наших детях, удовлетворяем любые потребности, выбираем самое лучшее. Должны ли дети ценить эти старания, уметь благодарить за них? Большое спасибо! Ирина.

Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны

-Здравствуйте, Ирина! Большинство родителей старается дать детям лучшее из того, что у них есть. Покупают вкусную еду, дорогие гаджеты, водят в театры и рестораны, записывают в различные кружки и спортивные секции. Многие родители так интенсивно вовлекаются в заботу о детях, что совершенно забывают о собственных нуждах и желаниях! Но часто мы слышим, что в этом мире потребления дети, тем не менее, растут неблагодарными, всё вокруг воспринимают как должное, требуя всё новых игрушек, конфет и телефонов. Ребёнок не ценит то, что у него есть, не замечает усилий, которые прикладывают родители в заботе о нем. Родители, которые в своём детстве таких возможностей не имели, теперь пытаются дать детям то, в чем нуждались когда-то сами, стараются закрыть все потребности ребёнка и удовлетворить его «хотелки». Кажется, что если бы у них всё вот это было в детстве, то они бы точно были счастливы. 

Конечно же, у благодарных родителей вырастают благодарные дети. Поэтому внимательно смотрим на себя: как часто мы благодарим других, а особенно в присутствии детей, как часто мы благодарим самих детей — или относимся ко всему, что они делают, как к должному? Многие родители стараются учить детей говорить «спасибо» и «пожалуйста», но достаточно ли этого, чтобы научиться чувствовать благодарность? Вежливые слова важны, но ещё важнее чувства, которые за ними стоят. Ребенок может знать, когда положено говорить «спасибо», но это не значит, что он и правда чувствует благодарность. Слова, которые произносятся без искренней благодарности, нужны, чтобы соблюсти приличия. Родитель вежливого ребенка производит благоприятное впечатление на окружающих. Хотя обучение вежливым словам можно рассматривать как первый шаг к выражению благодарности, и если этот этап освоен, то можно идти дальше.

Попробуйте задать ребенку эти вопросы:

1. Что ты думаешь об этом подарке? Как ты думаешь, стоит ли что-то сказать или дать тому, кто тебе это подарил? Как ты думаешь, ты что-то сделал, чтобы получить такой подарок? Как ты думаешь, этот человек сделал тебе подарок, потому что он думал, что должен, или потому что он хотел?

2. Ты чувствуешь себя счастливыми или довольными, получив этот подарок? Каково это внутри? Что в этом подарке делает тебя радостным?

Дайте понять, что есть много способов показать людям, что вы благодарны им за все, что они делают. Поговорите с ребёнком, рассказав в чем смысл подарков: это один из способов — материальный позаботиться о другом, желание сделать другому приятное. Поэтому так важно не только получить подарок, но и почувствовать, что человек и правда думал о тебе, старался понять, что тебе может понравиться. Мы можем чувствовать радость и благодарность, и возможно нам захочется сказать что-то доброе и хорошее в ответ. Мы можем выразить свою благодарность и помощью другому человеку. Некоторые создают свои собственные семейные ритуалы, в которых выражают благодарность людям, миру за то, что у них есть и то, что с ними случилось. Кто-то обсуждает это за каждым воскресным обедом или ужином, другие пишут записочки с благодарностями и складывают в специальную банку, чтобы прочитать записки в какой-то праздничный момент или, наоборот, тогда, когда на душе очень грустно.

https://img51994.kanal-o.ru/img/2021-02-01/fmt_81_24_shutterstock_691431220.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

26 февраля, 2021 by admin

Ребенок не может сосредоточиться и как это исправить?

Вопрос от Ольги: 

-Добрый день! Моей дочке 3 года, стала замечать, что часто говорю ей:  «Будь повнимательнее, соберись!»  Как помочь ребенку, если ей не удается сосредоточиться? С уважением Ольга.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

-Здравствуйте, Ольга! Чем ребенок младше, тем короче отрезок времени, в течение которого он способен удерживать внимание: в раннем возрасте это всего лишь пять-девять минут. Малыши могут быстро переключаться между объектами, и это нормально: так в их возрасте чередуются возбуждение и торможение в коре головного мозга. И работа детского мозга — это тонкий процесс, зависимый от множества факторов, в том числе и от того, в какой обстановке ежедневно находится ребенок.

Влияние гаджетов. Если ваши дети имеют бесконтрольный доступ к гаджетам, это влияет на их способности к концентрации. Длительное пребывание за компьютером, телевизором, планшетом или смартфоном утомляет психику ребенка. Внимание становится неустойчивым, рассеянным, ребенку труднее собраться и сконцентрироваться на менее ярких объектах. 

Значимость семейной атмосферы. Один из наиболее важных факторов в развитии ребенка — это психологическая безопасность. Если ребенок чувствует любовь, принятие, заботу, если удовлетворяются не только его физиологические потребности, но и психологические, эмоциональные, то внимание будет устойчивым, длительным. Ребенок сможет легко концентрироваться и заниматься интересным делом достаточное для него время. Верно и обратное: тяжелая атмосфера в семье полноценному развитию только мешает. Ни внимание, ни другие составляющие познавательных процессов не могут нормально функционировать, если ребенок:

  • переживает из-за того, что не соответствует ожиданиям родителей и их требованиям, нередко завышенным;
  • испытывает страх перед наказанием или негативной оценкой;
  • ощущает собственную незащищенность перед большим угрожающим миром.

Как развивать концентрацию. В раннем возрасте игра служит в первую очередь поводом для личностного контакта с ребенком. В этот период, начиная уже с года, можно играть с детьми в простые игры на развитие внимания, например прятки. Используйте музыкальные инструменты: позвоните в колокольчик, бубенчик, погремушку, постучите в барабан, не показывая их малышу, и спросите у него, что же это звучит. Очень полезно просто слушать музыку и обсуждать ее. Стройте башенки из конструктора, читайте книги и задавайте вопросы по содержанию, рассматривайте картинки, начинайте сортировать предметы — все это будет полезно для тренировки концентрации.

Для детей дошкольного возраста очень много хороших печатных изданий с заданиями на внимательность: это нарисованные лабиринты и картинки, где нужно искать отличия. Есть много игр, которые подойдут и для большой компании детей. Именно в дошкольном периоде детям становится по-настоящему интересно общение со сверстниками.

«Сколько рук»  Водящий садится в центр круга, подставляя остальным спинку, можно закрыть глаза. Остальные игроки кладут ладошки на спинку водящего, а ему нужно угадать, сколько рук в данный момент дотронулось до него. Это развивает внимание, тактильное восприятие, самоконтроль и коммуникативные способности всех игроков.

«Иванушка у камушка»  Водящий — и это должен быть ребенок — садится в центр круга, подставляя спину остальным игрокам. Игроки кладут ладошку на его спину тыльной стороной вниз. Ведущий начинает, повторяя считалку, нажимать камушком на ладошки игроков по кругу так, чтобы водящий чувствовал это давление спинкой. «Разыгрался Иванушка возле белого камушка!» На последних словах ведущий кладет камушек в ладошку тому из игроков, на ком остановилась считалка. Далее все участники закрывают ладошки, отходят от водящего и выставляют вперед закрытые кулачки. Все вместе повторяют: «Угадай-ка, у кого, у кого. Покажи-ка на того, на того!» Водящий встает и пытается угадать, у кого в кулачке зажат камушек. 

«Пол, нос, потолок» Сначала ведущий указывает на пол, на нос или потолок и правильно их называет. Затем он начинает путать игроков: называет одно, а показывает другое, при этом игрокам нужно следовать его словесным указаниям. 

«Повтори ритм»  Несколько хлопков или притопов, которые ребенок может повторить в такой же последовательности.

Чтобы ваш ребенок умел концентрироваться и был внимательным, очень важно, чтобы вы сами были внимательны к нему. Будьте чуткими, терпеливыми, и вы обязательно увидите результат.

https://img51994.kanal-o.ru/img/2018-05-07/fmt_81_24_shutterstock_3884250851.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

25 февраля, 2021 by admin

Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений

Вопрос от Дмитрия: 

-Добрый день! Меня зовут Дмитрий, моей дочке 3,2 года, были на приёме у специалиста, который рекомендовал — развивать речевое дыхание.  Хочется услышать советы логопеда: «Как дома с дочкой развивать речевое дыхание? Какие существуют упражнения для развития речевого дыхания?» Спасибо!

Отвечает на вопрос учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

-Здравствуйте, Дмитрий! Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, одновременно через нос и рот следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. Речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы. Источник образования звуков речи — воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание:

  1. обеспечивает нормальное звукообразование;
  2. создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;
  3. предохраняет голосовой аппарат от переутомления;
  4. способствует сохранению плавности речи, правильному соблюдению пауз.

Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Для правильного ротового выдоха необходимо соблюдать следующие условия:

  1. выдоху должен предшествовать сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;
  2. выдох должен происходить плавно, а не толчками;
  3. во время выдоха губы складывать трубочкой и не сжимать, щеки не надувать;
  4. во время выдоха воздух должен выходить через рот, а не через нос; если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух;
  5. выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  6. во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформируется сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания способствует обучению плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Для выполнения речевых упражнений можно использовать различные предметы. Приведенные ниже упражнения необходимы для развития сильного плавного ротового выдоха и активизации губных мышц.

«Песня ветра»

Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».

Содержание игры. Подвесьте колокольчик на удобном расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание ребенка на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче. Упражнение научит ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания. 

«Веселая метелица»

Оборудование: пластиковые бутылки емкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненные кусочками елочной мишуры и пенопласта.

Содержание игры. Ребенок выполняет упражнение стоя или сидя. Сначала покажите, с какой силой нужно дуть в трубочку, чтобы снежинки начали перемещаться внутри бутылки. Затем предложите ребенку подуть самостоятельно, но не в полную мощь, обращая его внимание на то, как перемещаются снежинки.

 «Звуки вокруг нас».

Цель: развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы].

Воспитатель. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Малыш плачет: «А-а-а!» Медвежонок вздыхает, когда у него зуб болит: «О-о-о!» Самолет в небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит: «Ы-ы-ы!» Произнесите за мной эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе.

https://superlogoped.com/assets/zhurnal/0000164790_gatdhtxk.jpg

Posted in Консультационно - методический пункт ОНЛАЙН

Страница 1 из 10
1 2 3 4 5 6 10