Ребенок не может сосредоточиться и как это исправить?
Вопрос от Марины:
-Добрый день! Моей дочке 2 г. 6 мес., стала замечать, что часто говорю ей: «Будь повнимательнее, соберись!» Как помочь ребенку, если ей не удается сосредоточиться? С уважением Марина.
Отвечает педагог — психолог: Горшкова Наталья Николаевна
-Здравствуйте, Марина! Чем ребенок младше, тем короче отрезок времени, в течение которого он способен удерживать внимание: в раннем возрасте это всего лишь пять-девять минут. Малыши могут быстро переключаться между объектами, и это нормально: так в их возрасте чередуются возбуждение и торможение в коре головного мозга. И работа детского мозга — это тонкий процесс, зависимый от множества факторов, в том числе и от того, в какой обстановке ежедневно находится ребенок.
Влияние гаджетов. Если ваши дети имеют бесконтрольный доступ к гаджетам, это влияет на их способности к концентрации. Длительное пребывание за компьютером, телевизором, планшетом или смартфоном утомляет психику ребенка. Внимание становится неустойчивым, рассеянным, ребенку труднее собраться и сконцентрироваться на менее ярких объектах.
Значимость семейной атмосферы. Один из наиболее важных факторов в развитии ребенка — это психологическая безопасность. Если ребенок чувствует любовь, принятие, заботу, если удовлетворяются не только его физиологические потребности, но и психологические, эмоциональные, то внимание будет устойчивым, длительным. Ребенок сможет легко концентрироваться и заниматься интересным делом достаточное для него время. Верно и обратное: тяжелая атмосфера в семье полноценному развитию только мешает. Ни внимание, ни другие составляющие познавательных процессов не могут нормально функционировать, если ребенок:
- переживает из-за того, что не соответствует ожиданиям родителей и их требованиям, нередко завышенным;
- испытывает страх перед наказанием или негативной оценкой;
- ощущает собственную незащищенность перед большим угрожающим миром.
Как развивать концентрацию. В раннем возрасте игра служит в первую очередь поводом для личностного контакта с ребенком. В этот период, начиная уже с года, можно играть с детьми в простые игры на развитие внимания, например прятки. Используйте музыкальные инструменты: позвоните в колокольчик, бубенчик, погремушку, постучите в барабан, не показывая их малышу, и спросите у него, что же это звучит. Очень полезно просто слушать музыку и обсуждать ее. Стройте башенки из конструктора, читайте книги и задавайте вопросы по содержанию, рассматривайте картинки, начинайте сортировать предметы — все это будет полезно для тренировки концентрации.
Для детей дошкольного возраста очень много хороших печатных изданий с заданиями на внимательность: это нарисованные лабиринты и картинки, где нужно искать отличия. Есть много игр, которые подойдут и для большой компании детей. Именно в дошкольном периоде детям становится по-настоящему интересно общение со сверстниками.
«Сколько рук» Водящий садится в центр круга, подставляя остальным спинку, можно закрыть глаза. Остальные игроки кладут ладошки на спинку водящего, а ему нужно угадать, сколько рук в данный момент дотронулось до него. Это развивает внимание, тактильное восприятие, самоконтроль и коммуникативные способности всех игроков.
«Пол, нос, потолок» Сначала ведущий указывает на пол, на нос или потолок и правильно их называет. Затем он начинает путать игроков: называет одно, а показывает другое, при этом игрокам нужно следовать его словесным указаниям.
«Повтори ритм» Несколько хлопков или притопов, которые ребенок может повторить в такой же последовательности.
Чтобы ваш ребенок умел концентрироваться и был внимательным, очень важно, чтобы вы сами были внимательны к нему. Будьте чуткими, терпеливыми, и вы обязательно увидите результат.