Логопед консультирует

Консультация для родителей

«Почему звук «р» труден для произношения?»

Трудности с его произношением встречаются у большинства дошкольников и обычно проходят к 5 годам. По сравнению с остальными звуками произношение [р] имеет две главные особенности: поднятие языка и вибрацию. Это достаточно сложные артикуляционные навыки, освоение которых зависит от анатомического строения уздечки, сформированности языка как мышцы и особенно его кончика. Поэтому считается, что до 5 лет ребенок может произносить этот звук неправильно. Главная трудность — научиться вибрации, когда язык поднят вверх и вперед, напряжен и зафиксирован в определенном положении. Также для успеха нужна сильная воздушная струя. К тому же звук [р] непрост в освоении из-за особенностей иннервации языка. За движения кончика языка отвечает подъязычный нерв, а за корень и середину — языкоглоточный. Эта рассогласованность затрудняет координацию движений и мешает научиться одновременно напрягать язык и поднимать кончик вверх.

Нарушение произношения звуков [р] и [рʹ] логопеды называют ротацизмом. Он может выражаться в отсутствии этих звуков в речи, их искажении или замене другими звуками (например, [л]). Чаще всего звуки [р] и [рʹ] появляются в речи ребенка последними. Если до 5 лет этого не произошло или звуки произносятся искаженно, то для постановки или   произношения требуется помощь логопеда. А для контроля за формированием этих звуков к логопеду можно обращаться уже с 4 лет.

Медицинские причины

Состояния, из-за которых к 5 годам произношение [р] может не сформироваться, можно разделить на две группы: функциональные, когда речевой аппарат просто еще не дозрел, и органические. К органическим нарушениям относятся:

-нарушения иннервации мышц артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата (выявляется совместно с неврологом);

-анатомические нарушения (например, расщелина нёба);

-нарушения прикуса (тогда необходимо обратиться к ортодонту);

-особенности уздечки языка, из-за которых он не может подниматься к нёбу: (укорочена, неправильно прикреплена — в этом случае может потребоваться хирургическое вмешательство).

Фонетическое окружение

То, какую речь ребенок слышит вокруг себя, влияет на то, как он учится говорить. Россия — многонациональная страна, и часто встречается ситуация двуязычия, когда в семье говорят не по-русски, а на родном для родителей языке. В нем произношение некоторых звуков, естественно, отличается от русской нормы, и артикуляционный аппарат приспосабливается именно под них. Если в ближайшем окружении малыша есть люди с дефектами речи, то он регулярно слышит неправильное произношение этого звука и в результате может выучить именно его. Но такая ситуация может возникнуть не только с [р], но и с любым другим звуком.

Упражнения для тренировки языка

Есть специальные упражнения, которые можно делать с раннего детства. Например, во время чистки зубов проводить кончиком языка по внешней поверхности верхних и нижних зубов — как будто мы чистим зубы языком. Кончик языка можно укрепить с помощью цоканья — при игре в лошадку.

Еще одно упражнение: открыть рот и подержать его несколько секунд открытым, не высовывая при этом язык. Затем положить язык на нижнюю губу, удерживая его там в расслабленном виде. При этом родители могут погладить язык в этом положении чайной ложечкой для дополнительного расслабления. Третья часть упражнения — убрать язык, но рот не закрывать. Такие движения (язык вперед-назад) нужно повторить несколько раз подряд.

https://api.rastimdetey.ru/storage/articles/386/images/66c73d01-0056-4b9d-ae72-5f9a9cf1f298.jpeg

Читайте также: