Как научить ребенка говорить звук «Р»
Вопрос от Ольги Александровны:
-Здравствуйте! Я знаю, что звук «Р» — один из самых сложных звуков. Что можно сделать в домашних условиях, как помочь «приручить» хитрый звук? Спасибо! С уважением Ольга Александровна.
Отвечает на вопрос учитель — логопед: Каштанова Ольга Викторовна
— Здравствуйте, Ольга Александровна! Правильное произношение формируется у детей к 5-6 годам. Но не все дошкольники могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного языка. В домашних условиях можно:
— заниматься артикуляционной гимнастикой,
-развивать фонематический слух,
-закреплять поставленные логопедом звуки в речи.
Не советуем ставить и исправлять ребёнку звуки самостоятельно — это задача логопеда! Неопытный «домашний логопед» может не уловить разницу между правильным и искажённым звуком и тем самым нанесёт вред. Звуки Р (твёрдый) и Рь (мягкий) являются самыми сложными по артикуляции среди всех звуков русского языка. Поэтому дети овладевают произношением этих звуков позже и искажаются эти звуки чаще других. Если успеть внести коррективы в самом начале появления неправильного звука, можно предупредить его закрепление в речи и уберечь ребёнка от сложного нарушения звукопроизношения.
Чтобы развить основные движения органов речи, каждое занятие желательно начинать с артикуляционной гимнастики. Для этого ребёнок должен видеть картинку-образец, артикуляцию взрослого и свое отражение в зеркале. Так он сможет контролировать самого себя: правильно ли он выполняет то или иное действие.
«Улыбка»: широко улыбнитесь друг другу так, чтобы не было видно зубов. Задержите улыбку так долго, насколько сможете.
«Заборчик»: покажите верхние и нижние зубы таким образом, чтобы губы оставались растянутыми в улыбке.
«Качели»: откройте рот и потянитесь языком попеременно то к носу, то к подбородку. Так вы учите ребёнка ритмично выполнять движения.
Когда вы выполните общую артикуляционную гимнастику — можно сделать несколько специальных упражнений для правильной артикуляции именно тех звуков, которые западают у ребёнка.
Упражнения на закрепление звука Р
1. «Автомат и пулемёт»
Напряжённым кончиком языка надо постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук Т-Т-Т (это «стреляет автомат») или Д-Д-Д (это «стреляет пулемет»), постепенно убыстряя темп.
2. «Маляр»
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
3. «Шмель и комар»
Рот открыт, язык в виде чашечки поднят вверх и сильно упирается кончиком в бугорки за верхними зубами. Энергично и протяжно произносим звук Ж-Ж-Ж (это «жужжит шмель») или З-З-З (это «звенит комарик») 10−15 секунд.
4. «Индюк»
Приоткрыть рот. Энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы. Убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ-БЛ!