Как научить ребенка говорить звук «Р»

Вопрос от Ольги Александровны: 

-Здравствуйте! Я знаю, что звук «Р» — один из самых сложных звуков. Что можно сделать в домашних условиях, как помочь «приручить» хитрый звук? Спасибо! С уважением Ольга Александровна.

Отвечает на вопрос учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

— Здравствуйте, Ольга Александровна! Правильное произношение формируется у детей к 5-6 годам. Но не все дошкольники могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного языка. В домашних условиях можно:

— заниматься артикуляционной гимнастикой,

-развивать фонематический слух,

-закреплять поставленные логопедом звуки в речи.

Не советуем ставить и исправлять ребёнку звуки самостоятельно — это задача логопеда! Неопытный «домашний логопед» может не уловить разницу между правильным и искажённым звуком и тем самым нанесёт вред. Звуки Р (твёрдый) и Рь (мягкий) являются самыми сложными по артикуляции среди всех звуков русского языка. Поэтому дети овладевают произношением этих звуков позже и искажаются эти звуки чаще других. Если успеть внести коррективы в самом начале появления неправильного звука, можно предупредить его закрепление в речи и уберечь ребёнка от сложного нарушения звукопроизношения.

Чтобы развить основные движения органов речи, каждое занятие желательно начинать с артикуляционной гимнастики. Для этого ребёнок должен видеть картинку-образец, артикуляцию взрослого и свое отражение в зеркале. Так он сможет контролировать самого себя: правильно ли он выполняет то или иное действие.

«Улыбка»: широко улыбнитесь друг другу так, чтобы не было видно зубов. Задержите улыбку так долго, насколько сможете.

«Заборчик»: покажите верхние и нижние зубы таким образом, чтобы губы оставались растянутыми в улыбке.

«Качели»: откройте рот и потянитесь языком попеременно то к носу, то к подбородку. Так вы учите ребёнка ритмично выполнять движения.

Когда вы выполните общую артикуляционную гимнастику — можно сделать несколько специальных упражнений для правильной артикуляции именно тех звуков, которые западают у ребёнка.

Упражнения на закрепление звука Р

1. «Автомат и пулемёт»

Напряжённым кончиком языка надо постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук Т-Т-Т (это «стреляет автомат») или Д-Д-Д (это «стреляет пулемет»), постепенно убыстряя темп.

2. «Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

3. «Шмель и комар»

Рот открыт, язык в виде чашечки поднят вверх и сильно упирается кончиком в бугорки за верхними зубами. Энергично и протяжно произносим звук Ж-Ж-Ж (это «жужжит шмель») или З-З-З (это «звенит комарик») 10−15 секунд.

4. «Индюк»

Приоткрыть рот. Энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы. Убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ-БЛ!

https://cdn4.imgbb.ru/user/121/1219249/201704/5af9662960628f64e690a2874444dd12.jpg

Читайте также: