Как воспитать трудолюбие у малышей
Вопрос от Венеры:
Доброе утро! Меня зовут Венера, я мама мальчика, которому 3 года 4 месяца, мне очень хочется вырастить сына трудолюбивым, подскажите, пожалуйста, как со стороны семьи, может это быть реализовано? Спасибо!
Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны
Здравствуйте, Венера! Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.
Со стороны семьи воспитание трудолюбия может быть реализовано в:
— формировании и закреплении у дошкольников навыков самообслуживания;
— привлечении детей к работе по дому: давать несложные задания по уборке дома, помощи в сервировке стола;
— чтении литературных произведений, соответствующих возрасту ребенка: необходимо не просто прочитать, но и обсудить с ребенком прочитанное, акцентировать его внимание на поощрение трудовой деятельности другими героями сказки/рассказа;
— помощи другим членам семьи, знакомым взрослым (соседям-инвалидам)
— совместной трудовой деятельности взрослых и детей: дети вместе с родителями могут выполнять посевные работы на участке, поливать садовые и комнатные растения, проводить уборку дома.
В дошкольном учреждении также организована работа по воспитанию трудолюбия у дошкольников:
— в процессе прочтения литературных произведений на тему трудолюбия и проведения бесед, в ходе которых воспитатель рассказывает детям о важности труда в жизни человека, его полезности и значимости;
— в создании предметно-развивающей среды, которая бы способствовала ознакомлению дошкольников с миром взрослых: различными профессиями, отношению общества к труду;
— поощрение дошкольников в реализации навыков самообслуживания;
— привлечение детей к поддержанию порядка в групповой комнате, уходу за растениями и животными, который возможен также и через организацию графика дежурства в группах старшего дошкольного возраста.