Волшебное слово в воспитании ребенка
Вопрос от Марины:
-Добрый день! Меня зовут Марина, очень хочу задать вопрос детскому психологу: «Существует такое «волшебное слово», которое помогает родителям справляться с ситуациями, когда ребенок испытывает сложные эмоции?» Большое спасибо!
Отвечает педагог — психолог: Горшкова Наталья Николаевна
— Здравствуйте, Марина! Есть одно волшебное слово, которое помогает родителям справляться с ситуациями, когда ребенок испытывает сложные эмоции. Вероятно, вы подумали о таких словах, как «любовь», «забота» и т. д., однако речь идет о другом слове. На него обычно не обращают внимания, потому что оно относится к вспомогательным словам. Но, заметим, имеет большую силу в воспитании детей. Это слово «и». Его сила становится видна тогда, когда вы заменяете им слово «но». Слово «но» отрицает какую-либо точку зрения, а слово «и» добавляет к ней определенные нюансы. Рассмотрим, как построение фраз, которые вы произносите ребенку, может менять их смысл.
1. «Я понимаю, что брат обидел тебя, и я рада, что ты мне это рассказал» и «Я понимаю, что брат обидел тебя, но я рада, что ты мне это рассказал».
Слово «и» здесь подчеркивает чувства ребенка: первая часть фразы дает ребенку понять, что вы услышали его, а вторая – подчеркивает важность того, что он поделился своими чувствами с вами. В результате ребенок усвоит, насколько важно делиться своими чувствами с близкими людьми.
Если вы используете в подобных фразах слово «но», в них также представлены две точки зрения. Однако такая фраза выглядит как утешение, и при этом теряется более важный смысл – радость от того, что ребенок поделился своими чувствами. Из-за этого он может подумать, что его не понимают или с его чувствами не считаются. Но, когда вы используете слово «и», обе части фразы равнозначны, поэтому ребенок воспринимает оба послания, заключенных в ней.
2. «Я восхищена тем, как ловко ты залез на дерево, и я волнуюсь, что ты можешь упасть» и «Я восхищена тем, как ловко ты залез на дерево, но я волнуюсь, что ты можешь упасть».
В первой фразе с помощью слова «и» представлены две разные эмоции, которые испытывает мама по отношению к ребенку. Эти эмоции одновременны и равнозначны. Мама одобряет чувства и поведение ребенка в данной ситуации, признавая при этом рискованность его действия. Такая фраза звучит как призыв ребенка к осторожности, а не критика или игнорирование его чувств.
3. «Кажется, ты хотел ей что-то показать, и она почувствовала, что ты ее не слушаешь» и «Кажется, ты хотел ей что-то показать, но она почувствовала, что ты ее не слушаешь».
В этом случае слова «и» и «но» полностью меняют смысл фразы. Если вы используете слово «но», ребенок может сделать вывод, что эмоции другого человека важнее, чем его собственные.
Если же используете слово «и», то представляете ребенку две противоположные точки зрения на ситуацию и два чувства, противоречащих друг другу. Благодаря этому ребенок поймет, что в мире существуют и другие точки зрения и что мир на самом деле сложнее, чем ему кажется на первый взгляд. Из этого он сможет сделать вывод: каждый человек в первую очередь обращает внимание на свои чувства. Однако если быть внимательным к чувствам другого человека, можно избежать многих конфликтов.
Восприимчивость к чувствам и эмоциям окружающих, которая в психологии называется ментализацией, предполагает способность принимать во внимание мысли и чувства других людей, даже если они отличаются от наших собственных. Это позволяет устанавливать позитивные взаимоотношения с другими людьми и обеспечивает психическое здоровье.
Когда мы показываем ребенку другую точку зрения на те или иные ситуации, при этом сопереживая ему и заботясь о его потребностях, это становится для него важным жизненным уроком. Чтобы научить ребенка восприимчивости к чувствам других людей, может потребоваться некоторое время, но для ребенка это станет бесценным даром на всю жизнь.