Родительская помощь в развитии речи
Вопрос от Ирины Максимовны:
-Добрый день! У моего 2 –х летнего ребенка маленький словарный запас. Как я могу ему помочь в развитии речи?
Спасибо! С уважением Ирина Максимовна.
Отвечает учитель – логопед Каштанова Ольга Викторовна.
Добрый день! Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей. Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка), так и социальными.
Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает
предпосылки к отставанию в речи у детей.
К примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая останется невостребованной. Ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему
выражать свои потребности при помощи речи?
Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители
постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями.
В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.
Интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить.
То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с
малышом много болтающих между собой взрослых. Все это создает «шумовую завесу», и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову.
В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные
псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться.
Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях.
Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.
Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и
логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшения развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата.
Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик «ежик», каучуковый мячик, массажное кольцо СуДжок.
Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитии речи.
1 Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь
каждому произнесенному звуку.
2 Используйте различные дидактические игры (составление целого из
частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки — собирайки, кубики с
картинками, игрушки-вкладыши).
3 Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных
окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в
коре головного мозга.
4 Читайте, рассказывайте наизусть, пойте. К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и
проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А.
Барто, К.Чуковского, С.Маршака, С. Михалкова.
5 Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях
все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на
площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.
6 Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем
они питаются.
7 Разучите с малышом известные стишки про «Сороку-ворону»,
«Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи
варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел», «Ладушки-
оладушки: мы печем оладушки.
Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!».
Родителям следует помнить, что, если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам.
Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь.