Ребёнок со скандалом принимает какой-либо отказ
Вопрос от Анны:
— Здравствуйте! Моей дочке 2 года 10 мес., у нас сложности в том, что она со скандалом принимает какой-либо отказ. Подскажите, пожалуйста, как её научить принимать отказ, а мне, как выдерживать недовольство ребёнка? Большое спасибо! С уважением Анна.
Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна
Добрый день, Анна! Спасибо большое за такой интересный вопрос. Смею предположить, судя по описанной вами ситуации, ребёнок привык к тому, что ему практически ни в чем не отказывают, когда взрослые не настаивают, не могут настоять до конца на своём. В таком случае складывается и закрепляется неконструктивная модель поведения – ребёнок, не принимая отказа устраивает «бунт на корабле». Чем это чревато и почему такое поведение не конструктивно? Попадая в социум, в мир за пределы своей семьи маленький человек неизбежно столкнётся с правилами и ограничениями, с которыми не считаться не получится. Поэтому так важно научить ребёнка ещё в семье, понимать, принимать и отказ, и правила.
Чтобы начать менять ситуацию, необходимо понять, что на это требуется время. Нужна постепенность и договорённость всех членов семьи (отказ должны поддерживать все). Можно составить список того, что вы запрещаете (он не должен быть слишком длинным). Все то, что вы оставили в списке, будьте готовы отстаивать твёрдо и не менять решения в зависимости от настроения. Для того, чтобы избежать ненужных, лишних конфликтов, сделайте запрещенную вещь недоступной. Например, вы знаете, что ребёнок очень любит конфеты, и готов есть их без ограничений. В таком случае лучше заменить их на сухофрукты, либо покупать только по определённому поводу, в праздник, и совсем немного.
Обязательно объясняйте ребёнку причину запрета, выбрав для разговора наиболее подходящее время. Когда ребёнок кричит и громко возмущается, ваши объяснения не будут услышаны.
Помогайте малышу выполнить ваш запрет, иногда просто физически устранив его от запрещённого предмета (нежно, твёрдо и с любовью). Можно попробовать отвлечь его или предложить заняться чем-то интересным. Посочувствуйте ребенку: «Я понимаю, что злишься из-за того, что я тебе … запретила, ты можешь поплакать, если хочешь, но я тебе этого действительно позволить не могу. Знаешь, мне тоже иногда хочется то, что нельзя». Но не уступать. Можно предложить что-то неожиданное, например, помечтайте с ребенком о недоступном (о целом вагоне с конфетами).
Для того, чтобы выдерживать эмоциональные вспышки ребёнка в первую очередь необходимо собственное ресурсное состояние. Понаблюдайте за собой, и вы наверняка заметите, что в усталом состоянии труднее выдерживать давление и сильные чужие эмоции. А понимание причины запрета прибавит вам уверенности в своих решениях.