Почему дети начинают очень поздно говорить?
Вопрос от Ирины Анатольевны:
— Доброе утро! В последнее время многие дети начинают очень поздно говорить. Каковы причины? Спасибо! С уважением, Ирина Анатольевна.
Ответ учителя — логопеда: Каштановой Ольги Викторовны
Здравствуйте, Ирина Анатольевна! Причин множество. Одним из факторов является экологическая среда, в которой мы живем. Всё — таки 20-30 лет назад здоровье людей было крепче. С другой стороны, медицина развивается сейчас семимильными шагами. И здесь, казалось бы, надо только радоваться. Сегодня выхаживают даже 500-граммовых детей. Появились медикаменты, стимулирующие роды. С одной стороны, это помогает женщинам, но с другой — вредит здоровью малышей. И они рождаются уже с какими-то заложенными особенностями, в том числе неврологического характера. А неврология очень тесно связана с речью. Одной из предпосылок речевых проблем является также превалирование мягкой пищи в рационе ребенка. Часто вижу таких молочных малышей — рот открыт, язык вывален, щеки мясные. Захныкал — мама его к груди прильнула или соску дала. А ребенку уже почти 2 года! У него не развиваются ни жевательные, ни мимические мышцы, ни гортань. Нередко мешают говорить детям аденоиды. Родители почему-то боятся сделать операцию. Но я советую не тянуть с этим. Все чаще встречаются дети с отитами, переходящими в тугоухость. Сегодня операции проводятся быстро, качественно. Дети легко восстанавливаются, снимаются отеки, гипоксия, ведь аденоиды вызывают кислородное голодание мозга.
Не последнюю роль играют гаджеты. Сейчас родителям очень просто чем-то занять ребенка — дали в руки планшет или включили телевизор, а сами стирают, готовят, занимаются другими домашними делами или просто отдыхают. Конечно, гаджеты могут иметь место в жизни ребенка, но очень дозировано. Замечаю, что как только мои воспитанники отказываются от смартфона, планшета, телевизора, у них сразу начинает развиваться речевое общение. Особенно это касается неговорящих малышей. Дети не говорят, потому что не испытывают потребности в общении. Потому что у них всегда рядом «говорящий друг». Но это не речевой носитель, он не является источником живого общения. Мамы думают, что если включат ребенку познавательные развивающие мультфильмы, то он обогатит свой багаж знаний. Не обогатит. Все это лишь сужает восприятие, мышление, фантазию.
На наш взгляд, позволительно общаться малышам с такими «друзьями», не более 30 минут в день. Больше не стоит. У ребенка младшего дошкольного возраста еще не такой широкий охват внимания. Картинки, песни — все это увлекает малыша. Но длинные просмотры истощают его. После них ему не хочется ни рисовать, ни читать, ни играть вместе с мамой.