Как изучать цвета с ребенком в игре
Вопрос от Елены:
-Доброе утро! Моему сынульке 1 год и 8 месяцев, и он не знает цвета. У меня вопрос к воспитателю: «Как изучать цвета с ребенком в игре?» Большое спасибо! Елена.
Ответ воспитателя высшей квалификационной категории: Озерских Любовь Анатольевны
-Здравствуйте, Елена! Начинайте обучение с 4-х основных цветов: красный, желтый, зеленый и синий. Только после того, как ребенок научится без труда узнавать и различать эти основные цвета, запомнит их названия, можно постепенно добавлять следующие цвета: белый и черный, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Во время игры постоянно называйте цвета, чтобы ребенок имел возможность хорошо запомнить их названия, однако в раннем возрасте не советуем требовать от ребенка самостоятельного называния цветов: если называет — хорошо, а если нет — научится позже.
Игры с использованием игрушек и предметов
Счётные палочки
Подберите набор счётных палочек двух контрастных цветов и высыпьте их на столе перед малышом. Затем справа положите палочку одного цвета, а слева — палочку другого цвета и предложите ребенку рассортировать палочки по цвету: Давай разложим палочки на две кучки — сюда все такие, а сюда — вот такие! После выполнения ребенком задания подведите итог: Ты все правильно разложил — здесь все зелёные палочки, а здесь — все розовые.
Построй башню!
Для игры нужны кубики одинаковой величины двух контрастных цветов — по 3-4 кубика каждого цвета. Предложите малышу построить башню определенного цвета: Давай построим башню такого цвета! Найди такой же кубик! — покажите малышу кубик определенного цвета, побуждайте принести другой кубик такого же цвета. Затем помогите ребенку приложить кубик к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить «такой — не такой». Если «такой» — кубик можно ставить сверху. Если «не такой» — предложите малышу попытаться выбрать похожий кубик еще раз.
Найди колечко!
Для игры нужна деревянная пирамидка с колечками основных цветов (по 2 колечка каждого цвета). Предложите малышу разобрать пирамидку и перемешать разноцветные колечки. Затем покажите одно колечко и попросите найти колечко такого же цвета: Найди такое же по цвету колечко! Помогите малышу сличать цвета — подносить к колечку — образцу поочередно другие колечки, обозначая результаты сравнения словами «такой — не такой».
Разноцветные пирамидки
Подберите для малыша игрушку, в которой на стержни, расположенные в ряд, надеваются разноцветные шарики или колечки. Сначала вместе с малышом снимите шарики со стержней, поиграйте с ними, перемешайте. Затем наденьте на стержни по одному шарику разных цветов и предложите ребенку надеть остальные шарики: Сюда надень все такие шарики, сюда — такие, а на этот стержень — вот такие. После выполнения ребенком задания, назовите цвета.
Выбери цветную картинку!
Разложите перед ребенком несколько картинок, различающихся цветом — например, красный, синий, желтый цветы. Попросите малыша найти цветок заданного цвета: Найди красный цветок! Дай синий цветок!
Подбери пару по цвету!
Разложите на столе картинки — красный и синий домики, красная и синяя машинки. Предложите малышу подобрать пары по цвету: Посмотри: это домики, а это машинки. Машинки едут к своим домикам. Подбери каждому домику свою машинку (приложите к карточке с изображением красного домика картинку с изображением синей машинки).
Сортировка по цвету
Перемешайте разноцветные картинки и предложите ребенку разложить их по цветам: Посмотри, разноцветные картинки перемешались. Давай разложим картинки по цветам. Сюда все красные картинки, сюда все желтые картинки, сюда все синие картинки, а сюда все зеленые картинки. Картинки можно раскладывать как на кучки, так и рядами. Количество цветов и картинок каждого цвета в игре можно уменьшать и увеличивать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.
Цветное лото
В игре принимают участие два игрока (ребенок и взрослый) и больше — каждый игрок получает по большой карте лото, маленькие карточки-картинки перемешиваются на столе или выкладываются стопкой. Взрослый достает по одной карточке: У кого большая красная карта — тот будет собирать красные картинки. У кого большая зеленая карта — тот будет собирать зеленые картинки. Вот зеленый дом. У кого такая картинка? Усложняя игру, предлагайте подбирать картинки уже не зрительно, а только на слух, ориентируясь на название цвета.
Четвёртый лишний
Разложите перед малышом 4 разных изображения на карточках, 3 из которых одинакового цвета, а одно — другого цвета. Попросите ребенка найти лишнюю карточку и убрать ее. Если речевые возможности малыша позволяют, попросите объяснить, почему он выполнил задание именно так. В конце игры обязательно подведите итог: Правильно, здесь все синие картинки. А это — желтая картинка. Желтая картинка лишняя. Продолжайте игру с другими четверками картинок.