Советы психолога
Вопрос от Валентины:
-Здравствуйте! Мой сын (2 года) очень любит играть с пластилином. Но из-за того, что он берет его в рот, мы пластилин убрали. Как научить его лепить и при этом не брать в рот пластилин? Или отложить это занятие, пока не подрастет? Валентина.
Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна
-Добрый день, Валентина! Спасибо за Ваш вопрос. Думаю, это будет интересно многим родителям. Начиная с 3-4 месяцев и до 2 лет рот для ребенка – главный канал познания окружающего мира. Это одна из базовых психологических потребностей человека, которая должна быть своевременно удовлетворена. Но, несмотря на желание ребенка пожевать пластилин, отказываться от лепки не стоит. И на это есть серьезные основания. Во-первых, играя с различными материалами (песок, глина, пластилин, крупы), которые можно размазывать, лепить, ломать, — ребенок удовлетворяет свои потребности в сенсорных ощущениях, которые в холодное время года очень сложно найти. Во-вторых, такие занятия полезны для интеллектуального развития. Лепить можно не только из пластилина, существует особый мягкий пластилин (который затвердевает), глина, воск, соленое тесто.
В Вашем случае отлично подойдет соленое тесто, которое безопасно и которое можно брать в рот (вряд ли на вкус оно понравится малышу). И потом, тесто материал мягкий, его удобно мять и отщипывать еще слабым детским пальцам. Готовится тесто легко и хранится, может до 2 недель в холодильнике в мешочке. Нужно только периодически добавлять в тесто муку, чтобы поддерживать нужную консистенцию. Тесто можно окрасить пищевыми красителями или овощным соком (например, свекольным).
Главное, чему нужно научить ребенка в этом возрасте – это получать удовольствие от самого процесса творчества, а не от результата. А для этого нужно учесть некоторые моменты:
- Выбрать подходящее время (подходящее для ребенка, когда он сыт);
- Организовать место для творчества;
- Живой мамин интерес;
- Одобрение;
- Отсутствие критики до 5-7 лет;
Если ребенку ваше предложение полепить покажется неинтересным, то через несколько дней обязательно предложите ему снова. Вы можете в присутствии ребенка, ничего ему не навязывая, помять тесто, показать, как можно отщипывать от него кусочки, хлопать, стучать, размазывать массу, расплющивать ее ладонями, катать палочки, втыкать в тесто карандаш, пальцы и в отверстия вставлять бобы, макароны. Ребенку важнее показать возможности при лепке, показать, какие могут быть фигуры (например, шарики, колбаски), а из этих фигурок предложите ему что-нибудь придумать. И это уже будет его решение, его фантазия, его развитие. Кроме того, полезно посещать детскую творческую студию, где ребенок будет лепить вместе с другими детьми. В данном случае важен пример окружающих. Дорогие родители, желаем вам и вашим детям радостных эмоций в совместном творчестве!