Ребенок с большой буквы…
Вопрос: Какие возрастные особенности характерны для ребенка 2-3 лет? На что нужно обратить внимание родителям?
Ответ психолога Елены Александровны: Дорогие родители, сегодня мы поговорим о важности понимания возрастных особенностей детей двух-трёхлетнего возраста.
«… «Ребёнок с большой буквы» не существует: существует личность, переживающая пору своего детства, личность, которая, по сути, уже есть то, чем будет всегда» (Франсуаза Дольто)
Есть такая известная метафора о времени – река времени. Возраст 2-3 года – это определённый отрезок на этой реке. Один и тот же человек проплывает по этой реке. Да, человек один, но заходя в определённый отрезок, он меняется и приобретает для себя что-то новое.
Так как же меняется человек в этом временном промежутке от 2 до 3 лет. Что это за человек? Как он смотрит на мир? И чем его мировосприятие отличается от нашего, взрослого? Ведь мы, взрослые, находимся далеко от того места, где сейчас пребывает ребёнок. И это вопрос не только расстояния. Это вопрос, главным образом, о нашей коммуникации, о нашем общении. Как мы друг друга слышим? Как мы друг друга понимаем? Мы, люди из разных временных точек.
Многие вопросы, а может быть и даже большинство из них, связанных с детьми, мы могли решить одним лишь пониманием возрастных особенностей ребёнка.
Что важно и нужно знать родителям?
В период младенчества (это период до года, года с небольшим) в развитии ребёнка активно участвует природа. От родителей требуется создать мягкую, безопасную среду.
Но после полутора лет многое уже зависит от самих родителей.
Почему?
Ребёнок устремляется из тёплого семейного гнезда в мир людей, со своими правилами и законами. И «… то, как скоро и эффективно ребёнок научится соотносить внешнюю необходимость с внутренними желаниями, то есть как быстро ребёнок впишет в свою жизнь дисциплину и произвольность в виде разумных, необременительных, неоскорбительных правил поведения, напрямую зависит от характера родителей, от их установок и степени их грамотности в вопросах воспитания… « (Развитие личности ребёнка).
Простыми словами, за усвоение ребёнком правил и норм ответственны только мы, родители. И, сталкиваюсь с непониманием, или даже непринятием сложного детского поведения, хорошо бы задать себе вопрос – о чем мне таким поведением говорит ребёнок? Как мне наладить с ним общение? Что я вообще знаю о своём ребёнке в его настоящем возрасте?
Я надеюсь, что эти «вопросы-мостики» приведут нас к решению сложностей, с которыми мы сталкиваемся во взаимодействии со своими детьми.