Развитие в игрушках
Развитие в игрушках
Вопрос от Ольги:
— Добрый день! Меня зовут Ольга, мой сын, очень любит играть игрушками. У меня вопрос к детскому психологу: «Какие игрушки необходимы детям в зависимости от возраста? На что обратить внимание при выборе игрушек?» Заранее спасибо!
Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна
Здравствуйте, Ольга! Жизнь каждого ребенка всегда связана с игрушкой. Она для него и удовольствие, и развлечение, и обучение, и утешение. Часто малыш выбирает для себя любимые игрушки. Словом, незаметно для ребенка игрушка становится средством воспитания, обучения, развития.
Второй год жизни. На данном этапе у ребенка активно развивается предметная деятельность, в которой малыши знакомятся с физическими (величина, форма, цвет) и динамическими свойствами, пространственными отношениями (далеко, близко). Ребенок подражает действиям взрослого, проявляет самостоятельность. Предметная деятельность ребенка — это подготовительный этап сюжетно — отобразительной игровой активности. В это время совершенствуется ситуативно-деловая форма общения ребенка со взрослым, пополняется словарь, формируется фразовая речь. Рисование и лепка носят подражательный характер. Ребенок воспроизводит простые постройки, получает удовольствие от игры со взрослым. Эмоциональное восприятие образа усиливается музыкальными и литературными фрагментами, обыгрыванием.
Третий год жизни. К концу третьего года жизни у малыша возникают предпосылки к ролевым играм. Развитию движений способствуют игры с тележкой, обручем, мячом, а для развития мелких движений пальцев рук нужны пирамидки, разборные игрушки. Детская речь совершенствуется при помощи чтения вслух книг. Пробуждают творческое начало, воображение, стремление к самостоятельности куклы, машины, строительный материал разной величины. Поочередное расслабление и напряжение мышц происходит благодаря смене движений и поз. Диалогическая основная форма общения осваивается в этот период. Инициатор общения — взрослый, побуждающий ребенка к разговору, — опирается на наглядность, переходя к внеситуативному общению, активному освоению окружающего мира, обогащению словаря. Примерный перечень физкультурного и спортивно-игрового оборудования: для ходьбы, бега, развития равновесия нужны мягкий укороченный валик, коврики, массажные дорожки; для катания, бросания, ловли — резиновый мяч и надувной мяч-шар.
Основные требования к игрушкам для детей раннего и дошкольного возраста
- Безопасность и прочность;
- контрастность цвета;
- развивающее содержание
Игры и игрушки для познавательно-речевого развития
- Доски-вкладыши (с основными формами);
- дидактические игры «Времена года», «Чей домик?», «Чья мама?»;
- игрушки-забавы;
- лото, домино, мозаика;
- набор кубиков с цветными гранями (четыре цвета);
- пирамидки;
- развивающие игры Никитиных «Сложи квадрат», «Дроби»;
- разрезные (складные) кубики с предметными картинками на 2–4 части;
- разрезные картинки (2 части);
- рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки);
- рамки-вкладыши с цветными монолитными и составными формами;
- комплект бытовых игрушек (расческа, телефон, посуда, мебель и пр.);
- набор овощей и фруктов;
- различные виды пальчиковых и перчаточных кукол к 3–4 сказкам;
- костюмы сказочных персонажей, элементы декораций;
- игрушки из дерева;
- мягкие антропоморфные животные;
- трафареты из пластика и картона;
- пластилин;
- альбом, кисти, краски, детский мольберт;
- детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка).