Игры с песком, которые помогают развитию речи

Вопрос от Светланы: 

-Добрый день! Сейчас современные родители больше интересуются нетрадиционными методами обучения и развития детей. Расскажите, пожалуйста, об играх с песком в домашней песочнице. Благодарю! С уважением Светлана.

Отвечает на вопрос учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

— Здравствуйте, Светлана! Игра с песком носит терапевтический эффект: успокаивает, завораживает, стабилизирует нервную систему. Именно поэтому с ним приятно заниматься и детям, и взрослым. Всё это позволяет проводить в вашей домашней песочнице необыкновенно эффективные игры, способствующие психоречевому развитию детей дошкольного возраста. 

  1. Учимся самоконтролю

-игра проводится только в песочнице;

-песок нельзя есть, кидать, рассыпать вне рабочего пространства;

-необходимо мыть руки по завершению игр в песочнице.

Эти правила важно повторять перед каждым использованием песочного стола. Для этого используется «ритуал входа», во время которого ребенок знакомится с персонажами будущих игр. 

 «День-ночь». Отправляйтесь в путешествие в волшебную страну! Наступает день, когда песочница открыта, а на ночь она закрывается. Поздоровайтесь с песком: погладьте его сначала одним пальчиком, затем всей ладонью. Обсудите с ребёнком, приятен ли песок. Напомните, что в стране нужно быть очень осторожным, чтобы не наступила вечная ночь! 

При несоблюдении правил, описанных выше, волшебная страна «закрывается на замок», «прячется», «исчезает в песках», — взрослый закрывает её крышкой. Это помогает сформировать у ребёнка самоконтроль, что способствует образованию новых нейронных связей в лобных долях головного мозга ребёнка. И это косвенно способствует и улучшению регуляции речемыслительной деятельности. Любые игры в песочнице завершать, используя «ритуал выхода», когда ребёнку предлагается попрощаться с героем — погладить песок и закрыть крышку.

  1. Развиваем мелкую моторику

Это полезно для более успешного освоения устной речи. Какая связь между речевой функцией и развитием моторных функций пальцев рук? Двигательная и речевая зоны головного мозга близко расположены: стимулирование одной ведёт к развитию другой. Занятия с песком уже задействуют нужные зоны, а направленное обучение детей разным способам рисования по песку (или песком) повышает эффективность. Получить изображение можно, рисуя кулаком, ладонью, ребром большого пальца, мизинцами, одновременно несколькими пальцами или симметрично двумя руками, и высыпая песок из кулака. Рисование может сопровождаться музыкой.

«Волшебные дорожки». Учимся рисовать разными пальцами (указательным, большим, мизинцем) горизонтальные линии. Сначала прямые, затем волнообразные. 

  1. Расширяем представления об окружающем мире

Сами по себе любые игры с песком обогащают кругозор: когда вы вводите нового персонажа или рисуете, например, дождик, то рассказываете о герое или о природном явлении. 

«Найди домик». Рисование на песке изображений леса и дома с последующим распределением «жильцов». Фигурки домашних животных отправляются «жить» домой, а диких — в лес.

  1. Обогащаем словарный запас

Прежде всего ребёнок учит новые слова, связанные с песочницей и действиями с ней. Какие?

Номинативный словарь: песок, песчинка, пустыня.

Предикативный словарь: гладить, грести, превращать, сыпать.

Aтpибyтивный словарь: песчаный, легкий, сыпучий.

«Прятки». Поселите в норку животных: расчистите поверхность песочницы или светового стола от песка и засыпьте картинки, используя прием высыпания из кулака. Если оставить морду животного не закрытой, то получится, что оно выглядывает из норки.

  1. Учимся говорить связно

Работа в песочнице эффективно способствует формированию связной речи. Очень полезны проигрывания (драматизации) русских народных сказок. При этом дети на начальном этапе могут быть пассивными слушателями, могут рисовать декорации. Со временем взрослый может начинать историю, а ребёнок её заканчивает. 

https://img51994.kanal-o.ru/img/2020-06-01/fmt_81_24_shutterstock_669630841.jpg

Читайте также: