«Дыхательные игры и тренажеры»
Вопрос от Гульнары:
-Добрый день! У меня вопрос к логопеду: «Расскажите, пожалуйста, какие дыхательные игры и тренажеры, необходимы для развития дыхания в процессе формирования правильного звукопроизношения?» Большое спасибо! С уважением, Гульнара.
Отвечает на вопросы учитель — логопед: Каштанова Ольга Викторовна
— Здравствуйте, Гульнара! Необходимым условием для постановки звука является правильное физиологическое и речевое дыхание. Физиологическое дыхание бывает ключичным, грудным, диафрагмальным и смешанным. Для определения типа дыхания, положить одну ладонь на грудную клетку, вторую – на живот, и подышать в своем обычном ритме. Если больше работали грудные мышцы – ваш тип дыхания грудной, а если еще и поднимались плечи – ключичный. Если активнее были мышцы живота, то ваш тип дыхания диафрагмальный, что является нормой. У большинства детей дыхание поверхностное, верхнеключичное, многие при дыхании поднимают плечи, надувают щеки, вдыхают ртом. Так как для формирования правильного звукопроизношения необходим сильный вдох через нос и плавный длительный выдох через рот, то эта тема актуальна для воспитателей и логопедов. Физиологическое дыхание является базой для речевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным, то есть происходит под нашим контролем. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании же после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт. Целями дыхательных тренировок являются:
— увеличение объема и глубины дыхания и как следствие выработка сильного и продолжительного выдоха, который необходим перед постановкой звуков;
— укрепление дыхательных мышц – диафрагмы, межреберных мышц;
— дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха;
— формирование направленной воздушной струи по средней линии языка.
Игра «Футбол». Дети выдыхают через трубочку на мяч, стараясь попасть в ворота.
Тренажер «Метель». Дети дуют через трубочку в коробку с пенопластовыми шариками.
Игрушка оригами «Слоник». Ребенку предлагается поиграть с игрушкой-слоником. Он дует через трубочку на хобот слона.
Игра «Лети, бабочка!». Цель — выработка сильного и длительного выдоха. Дети дуют на бабочку, которая привязана ленточкой к цветку.
Тренажер «Листопад». Ребенок выдыхает через трубочку в коробочку с бумажными кленовыми листочками.
Игра «Марафон гусениц». Дети дуют на спинку бумажной гусенице и она ползет.
Игра «Кто чем питается?». Ребенок дует на шарик, попадает в ворота в виде мордочки животного.
Игрушка «Вертушка». Ребенок дует на язык, целясь на вертушку и она крутится.
Игра «Стаканчики». Дети дуют на шарики и катят их в стаканчики, расположенные на краю стола.
Предлагаю вам изготовить два дыхательных тренажера своими руками. «Слоник» и «Лягушонок». Для слоника нам понадобится синий картон, глазки, синий бумажный язычок-свисток для хобота, клей или двухсторонний скотч. Для лягушонка понадобится зеленый стаканчик, глазки, красный бумажный язычок-свисток для языка, зеленая бумага для лапок. Получаются простые в изготовлении тренажеры для развития сильного и длительного выдоха.