«Дыхательные игры и тренажеры»

Вопрос от Гульнары: 

-Добрый день! У меня вопрос к логопеду: «Расскажите, пожалуйста, какие   дыхательные игры и тренажеры, необходимы для развития дыхания в процессе формирования правильного звукопроизношения?» Большое спасибо! С уважением, Гульнара. 

Отвечает на вопросы учитель логопед: Каштанова Ольга Викторовна

— Здравствуйте, Гульнара!  Необходимым условием для постановки звука является правильное  физиологическое и речевое дыхание. Физиологическое дыхание бывает ключичным, грудным, диафрагмальным и смешанным. Для определения типа дыхания, положить одну ладонь на грудную клетку, вторую – на живот, и подышать в своем обычном ритме. Если больше работали грудные мышцы – ваш тип дыхания грудной, а если еще и поднимались плечи – ключичный. Если активнее были мышцы живота, то ваш тип дыхания диафрагмальный, что является нормой.  У большинства детей дыхание поверхностное, верхнеключичное, многие при дыхании поднимают плечи, надувают щеки, вдыхают ртом. Так как для формирования правильного звукопроизношения необходим сильный вдох через нос и плавный длительный выдох через рот, то эта тема актуальна для воспитателей и логопедов. Физиологическое дыхание является базой для речевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным, то есть происходит под нашим контролем. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании же после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт. Целями дыхательных тренировок являются:

— увеличение объема и глубины дыхания и как следствие выработка сильного и продолжительного выдоха, который необходим перед постановкой звуков;

— укрепление дыхательных мышц – диафрагмы, межреберных мышц;

— дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха;

— формирование направленной воздушной струи по средней линии языка.

Игра «Футбол». Дети выдыхают через трубочку на мяч, стараясь попасть в ворота.

Тренажер «Метель». Дети дуют через трубочку в коробку с пенопластовыми шариками.

Игрушка оригами «Слоник». Ребенку предлагается поиграть с игрушкой-слоником. Он дует через трубочку на хобот слона.

Игра «Лети, бабочка!». Цель — выработка сильного и длительного выдоха. Дети дуют на бабочку, которая привязана ленточкой к цветку.

Тренажер «Листопад». Ребенок выдыхает через трубочку в коробочку с бумажными кленовыми листочками.

Игра «Марафон гусениц». Дети дуют на спинку бумажной гусенице и она ползет.

Игра «Кто чем питается?». Ребенок дует на шарик, попадает в ворота в виде мордочки животного. 

Игрушка «Вертушка». Ребенок дует на язык, целясь на вертушку и она крутится.

Игра «Стаканчики». Дети дуют на шарики и катят их в стаканчики, расположенные на краю стола.

Предлагаю вам изготовить два дыхательных тренажера своими руками. «Слоник» и «Лягушонок». Для слоника нам понадобится синий картон, глазки, синий бумажный язычок-свисток для хобота, клей или двухсторонний скотч. Для лягушонка понадобится зеленый стаканчик, глазки, красный бумажный язычок-свисток для языка, зеленая бумага для лапок. Получаются простые в изготовлении тренажеры для развития сильного и длительного выдоха. 

Мастер-класс «Дыхательные тренажеры как средство развития дыхания в процессе формирования правильного звукопроизношения»

Читайте также: