Детский психолог рекомендует

Вопрос от Ирины: 

— Добрый день! Дочке 1 год и 8 месяцев. Она сейчас бойко присваивает себе чужие вещи, игрушки. Отказывается возвращать вещи, не делится своими. И если она не получает того, чего ей хочется, то поднимает ужасный крик. Как научить ее играть вместе с другими детьми и делиться игрушками? И как лучше действовать в ситуации, когда она громко кричит и привлекает к себе внимание? Спасибо, с уважением Ирина.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

 Здравствуйте, Ирина!   Поскольку здесь два вопроса, то ответа тоже будет два. 

1.Многим родителям хочется видеть своих детей воспитанными, общительными и дружелюбными. Что вообще мы можем ожидать от ребенка в этом возрасте? Во-первых, в возрасте до двух лет детей больше интересует мир предметов, игрушек, и гораздо меньше пока их интересуют другие дети. С развитием речи, после 2,5 лет, меняется игра ребенка: в ней начинают отражаться нормы и правила повседневности. И это позволяет детям играть друг с другом без предварительного обговаривания правил. 

Получается, что еще рано ожидать от ребенка 1,8 мес., дружной игры со сверстниками и желанием делиться своими вещами. Скорее, это будут эпизодические случаи совместной игры. Но несмотря на интерес к миру предметному, ребенку полезно бывать на детских площадках, песочницах, в общем, в компаниях со сверстниками. Полезно осваивать понятия «твое-мое», «дай — на, возьми», полезно наблюдать за тем, как ведут себя другие дети. Ребенок не хочет делиться. Такое поведение нередко огорчает родителей. Но именно такое поведение и есть поведение ожидаемое в этом возрасте. Ребенок вправе не делиться. Он искренне не понимает, что делиться – это хорошо и прекрасно. Это особенность возраста. Пока малыш активно присваивает и удерживает свои предметы, таким образом осознавая себя.  И препятствовать этому желанию мягко сказать нецелесообразно. Давление на него, с целью заставить его поделиться, и вовсе вызывает у него страх. 

Ну и кроме активного общения, кроме нашего собственного родительского примера, очень рекомендуется не забывать про примеры общения, описанные в сказках и рассказах. Особенно подойдут сказки, которые помимо примера всегда нацелены на развитие нравственности. Сказки (подходящие по возрасту) в доступной форме учат детей отличать добро от зла, учат сочувствию, развивают воображение и пополняют словарный запас. 

2.Как действовать, когда, не удовлетворив свое желание ребенок громко кричит, привлекая при этом внимание окружающих? Думаю, что любая мама как минимум раз сталкивалась с реакциями окружающих, неравнодушных прохожих типа «ой, как некрасиво», «не надо плакать», или с молчаливой реакцией «успокойте, наконец, своего ребенка».  Итак, действуем:

— во-первых, стараемся сохранить свое спокойствие; только оставаясь спокойным, можно управлять ситуацией;

— понимать и помнить, что ребенок сам не умеет еще контролировать свое состояние, ему трудно понять себя и он боится своих сильных эмоций;

— спокойная реакция мамы/родителя и ее присутствие успокаивающе действуют на малыша;

— спокойно, гладя в глаза, объяснить ребенку, что с ним происходит («ты плачешь, ты сильно расстроился, что тебе не дали телефон, я тебя понимаю, я с тобой, я здесь, рядом…»);

— понимать и помнить, что с ребенком в возрасте до трех лет хорошо работает способ переключения внимания, и если его еще не поглотили переживания, предложить ему то, будет для него интересно;

— если малыша уже захватила истерика и приступ ярости в самом разгаре, то он не способен реагировать ни на какие отвлекающие маневры и шутки взрослых – нужно пытаться держать себя в руках и помнить, что ярость двухлетнего малыша не поддается контролю, она должна пройти сама;

— дети очень быстро приходят в себя, если им не мешать и спокойно присутствовать рядом;

— позднее, когда ребенок успокоится, можно обсудить происшедшее, объяснить чувства ребенка, объяснить, например, что это не его вещь, и что чужие вещи можно брать только с разрешения;

— ни в коем случае !!! нельзя комментировать происшедшее и попрекать ребенка;

— если истерики вошли в привычку у ребенка, то в этом случае их нужно игнорировать; ребенок станет реже прибегать к ним и скоро они совсем прекратятся.

https://cronicaglobal.elespanol.com/uploads/s1/86/82/51/0/nin-os.jpeg

Читайте также: