Детский психолог рекомендует

Детский психолог рекомендует

Вопрос от Альбины: 

-Добрый день! Моей дочке 4 года 4 мес. Недавно мы столкнулись с неприятной ситуацией на детской площадке: знакомые дети стали толкать мою дочь, а их мамы стояли в стороне не вмешивались. Как поступать в такой ситуации? Как мне защитить своего ребёнка? Спасибо, с уважением Альбина.

Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна

-Здравствуйте, Альбина! Очень нужную тему мы сегодня обсудим. Что делать, если ребёнка обижают другие дети? Когда обижают (обзывают, толкают) нашего ребёнка, да и такого маленького, наша естественная реакция и желание – защитить, а иногда и наказать обидчика. Думаю, что с такими ситуациями хотя бы раз сталкивался любой родитель. Вы описываете случай на детской площадке, когда с детьми гуляют взрослые. Дети играют на площадке. Они учатся взаимодействовать друг с другом, и не всегда это у них получается. Научить ребёнка общаться с другими детьми – задача взрослого. И взрослый же отвечает за поведение ребёнка. Именно близкий человек/родитель должен вмешаться, и поправить поведение своего ребёнка, если он ведёт себя небезопасно или не уважительно по отношению к другим детям и людям. Если взрослые бездействуют, как Вы описываете, Вы вправе вмешаться и остановить драчуна. Если это ваши знакомые, с которыми вы постоянно гуляете, то лучше поговорить с родителями о случившемся инциденте. Никто не гарантирует, что Вы будете поняты и услышаны, но поговорить, на мой взгляд стоит. Если же Ваш разговор о поведении детей останется без внимания, а дети будут продолжать вести себя агрессивно, тогда можно будет подыскать другую площадку и компанию. Кроме того, очень важно научить вашего ребёнка защищать себя, защищать свои границы. Чем старше становится ребёнок, тем больше времени он проводит без мамы, без родителей. И если его не научить давать отпор обидчику, то ребёнку в дальнейшем будет непросто самому находить выход из такой ситуации.

Случившееся на площадке можно обсудить с ребёнком оценивая только поступки детей. Например: «Сегодня, когда мы гуляли на площадке, Миша толкнул тебя. Так делать нельзя, это нехорошо толкать людей. Когда толкают – это больно, неприятно. Так делать нельзя» т. е. мы не даём оценку Мише, но мы оцениваем его поступок как неправильный. И хорошо ребёнка научить отвечать: «нельзя меня толкать», «нельзя меня трогать». Бывает, взрослые учат детей обязательно давать сдачу. И часто из этого начинается настоящая драка. При этом формируется привычка на силу отвечать силой. А наша задача – защитить свои границы и сигнализировать, что они нарушены и что так со мной нельзя.

Очень хорошо получается в этом возрасте показать ребёнку новую форму поведения в игре. Для этого нужны мелкие игрушки: фигурки людей, животных. Возможно, у ребёнка уже есть свои любимые игрушки, тогда лучше взять их. В игре мы можем воспроизвести любую ситуацию и показать с помощью игрушек как её можно разрешить. В игре можно попробовать выступить в разных ролях – и в роли драчуна, и в роли «пострадавшего». Можно проиграть всевозможные  варианты поведения и ненавязчиво подвести ребёнка к оптимальному варианту. Дети очень легко вживаются в новую роль и легко усваивают новые формы взаимодействия. Желаем вам успехов в разрешении непростых жизненных ситуаций!

https://images.unian.net/photos/2021_01/1610459502-1739.jpg?0.14979739777803713

Читайте также: