Детский психолог рекомендует

Вопрос от Елизаветы Михайловны: 

— Здравствуйте! Меня зовут Елизавета Михайловна, у меня растет малышка, ей сейчас 2 года и 9 месяцев. Хочу задать вопрос детскому психологу о правилах для ребенка. Для чего они нужны и как их выстраивать? Научите, пожалуйста, как сформулировать разумные правила и сделать так, чтобы ребенок их принял, запомнил и выполнял. Большое спасибо! 

Отвечает педагог психолог: Комлева Елена Александровна

— Добрый день, Елизавета Михайловна! Правила или нормы — важная социальная опора нашей жизни. Для любой совместной деятельности нужно умение договариваться, в первую очередь — о правилах. Родителям, важно научиться формулировать разумные правила и сделать так, чтобы ребенок их принял, запомнил и выполнял. Ведь нередко случается, что правила не работают. А протест против правил возникает часто и у взрослых людей, и у детей. Дети обычно слушают родителей, но иногда, чаще на первых порах правило не принимается. Как быть? Прежде чем принять новое правило, необходимо: поговорить, обсудить его с ребенком. Хорошо помогают в этом тематические сказки, рассказы. С маленькими детьми отлично помогают рисунки — можно составить небольшую брошюру с картинками об определенном правиле (читать дети пока не умеют, но рисунки они отлично понимают), можно «внедрить» систему поощрений за выполнение правила — таким образом вы постепенно будете закреплять нужное поведение (это могут быть наклейки, или жетончики, которые со временем можно будет на что-то обменять, и лучше, если это будут не сладости, а какая-то интересная с родителями деятельность).

Запрещая ребенку что-то, мы делаем это ради сохранения благоприятных условий там, где несколько человек вместе проводят время. Например, где много других детей и нужно, чтобы все примерно одинаково понимали, как действовать в этом месте можно и нужно, а чего делать не стоит. Но когда мы заявляем, что с сегодняшнего дня не делаем того, что делали еще вчера, и декларируем это, не давая рациональных объяснений, то так мы не решаем проблему разумной регуляции деятельности, а только показываем, кто в доме хозяин — «Это вопрос власти. Мы таким образом транслируем ребенку, что здесь решаю я, а ты для того, чтобы слушаться».

От взрослого, который властно, без объяснений вводит правило, потребуется постоянный контроль его соблюдения. Дети при установке «Я сказал, а ты слушаешься» очень редко фиксируют правила. Родителю придется беспрерывно проверять, выполняются ли его требования. Но неусыпный контроль лишь повысит уровень напряжения в детско-родительских отношениях, потому что естественная среда для ребенка — это свобода. Кроме того, в случаях правил-приказов возникает нагрузка на память ребенка. Чтобы ребенок просто запомнил требование взрослого, оно должно быть ему понятно и не противоречить его настоящим стремлениям. Дети искренне забывают такие правила, которые устанавливаются без опоры на понимание ребенка и его способность размышлять. А если правило к тому же сформулировано слишком сложно для ребенка, он будет его произвольно менять.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3396902/pub_5ecc32527c82386f5b78ae6f_5ecc4240cdaa790dc5daefe3/scale_1200

Читайте также: