Детские обиды
Вопрос от Натальи:
-Добрый день! Моей дочке 2 года, она часто обижается на меня, подскажите, пожалуйста, что делать? Можно ли эту обиду игнорировать? Спасибо, с уважением Наталья.
Отвечает педагог — психолог: Комлева Елена Александровна
— Здравствуйте, Наталья! И у взрослого, и у ребенка обида — это прежде всего эмоция, то есть естественная человеческая реакция. В раннем возрасте дети только учатся узнавать собственные чувства и эмоции. Если родители не объясняют малышу, что с ним происходит, или попросту игнорируют его чувства, то у ребенка возникает ощущение, что его переживания не интересны и не удобны окружающим. В результате у него неосознанно может возникнуть желание подавлять те чувства и эмоции, для которых у родителей нет места. Отказ от собственных чувств — опасный выбор. К чему это может привести? Когда ребенок обижается, родители начинают ему предлагать множество альтернатив или сдаются и идут на уступки в обмен на желаемое и понятное поведение ребенка. Такой подход в данный момент, конечно, поможет родителю достигнуть баланса с минимальными энергетическими затратами, но основная потребность ребенка, скорее всего, не будет услышана и понята. Задача взрослых — помогать ребенку на пути самопознания и рассказывать ему о том, что с ним происходит. Родителю предстоит стать переводчиком для своего ребенка, называя словами чувства и эмоции, которые тот проживает. С первого раза нежелательное поведение не исчезнет само собой, если никуда не спешить и дать словесным семенам смысла время прорасти в психическом пространстве ребенка, проявить внимание и терпение, ребенок почувствует и поймет, что его потребности и чувства поняты и услышаны взрослым. Если ребенок обиделся, возьмите паузу. Не торопитесь предлагать ребенку более удобное решение в обмен на желаемое поведение. Самым эффективным решением до сих пор остается ваше внимание и желание понять ребенка.
Как реагировать и чем помочь? Обидные чувства сильны и неприятны и для детей, и для взрослых. И мы не в состоянии отказаться от негативных эмоций — все чувства необходимы. Они помогают нам разбираться в желаниях и потребностях, понимать их и удовлетворять. Задача родителя — научить ребенка не скрывать свои чувства, даже самые неприятные, а показать ему безопасный и конструктивный способ их выражения.
Откликайтесь на чувства ребенка, не игнорируйте их. Расскажите ребенку, что с ним происходит в данный момент. Он злится или сердится, пугается или грустит? Чего он хочет? «Ты обиделся на меня, потому что не хочешь ложиться спать». Или: «Ты сердишься, потому что я сейчас не могу с тобой поиграть».
Дайте ребенку время на чувства. Малышу необходимо время на проживание злости, обиды, грусти. Пауза дает возможность побыть в чувстве, пережить его, чтобы впоследствии можно было принять ситуацию и справиться с фрустрацией. Помолчите вместе с ребенком или поддержите его словами. Собственная история или объятия могут помочь в острый момент.
Говорите с ребенком о себе: это научит его говорить о том, что происходит с ним самим. Дети учатся у родителей всему: поведению и образу мыслей в том числе. Они учатся у взрослых способу чувствовать. Говорите с ребенком о своих чувствах, говорите смело о том, что вам нравится, а что — нет, когда вы чем-то расстроены или злитесь. Взрослым стоит набраться сил, любви и смелости говорить близким и родным о себе и своих чувствах. И признаваться в том, что они тоже могут случайно кого-то обидеть.
К чему приводит игнорирование детских обид. Первое, что происходит, когда эмоции ребенка игнорируют, — это обесценивание. Если родители говорят: «Хватит обижаться!», они тем самым обесценивают детские чувства, давая понять, что они не важны. Второй момент — страх делиться чувствами. Часто у родителей нет времени и сил после рабочего дня погружаться в эмоциональное состояние ребенка. Мы спрашиваем: «Что случилось?» Ребенок отвечает: «С другом поссорился». У нас вылетает: «Да ерунда какая, с другом поссорился! У меня на работе столько всего!» Мы не вникаем, не даем поддержки и внимания, а зачастую, наоборот, еще и высмеиваем ситуацию. Когда чувства и переживания ребенка остались без внимания взрослого, ребенку придется справляться самому. Для этого детская психика использует механизм защиты и подавляет сильные переживания, делая их «невидимыми». Переживания не перерабатываются, но накапливаются в психическом пространстве ребенка.