Консультация для родителей «Этапы нормального речевого развития ребенка»
Дорогие родители, вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Речь формируется постепенно. Шаг за шагом малыш учится говорить: сначала произносить отдельные звуки и простые слова, затем связывать эти слова между собой, строить разные по сложности предложения и только потом — внятно и последовательно излагать свои мысли. Этапы нормального речевого развития ребенка:
— к 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться простые предложения, состоящие из двух, трех слов. в активной речи ребенкапоявляются первые прилагательные: «хороший», «плохой», «большой». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси, пахой, басёй.
— к 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’],
[в], [в’], [ф], [ф’], строит простые распространенные или даже
сложносочиненные предложения с большим количеством грамматических ошибок. Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
— к 4 годам малыш должен правильно произносит свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’], использовать в речи сложноподчиненные предложения. Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р].
Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.
— к 5 годам малыш должен правильно произносить шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускать в речи грамматических ошибок, должен связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
— в 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной и ситуативной.
Ведь всем известно, что отречевого развития зависит общее психологическое развитие и развитиепознавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребенка, формирование сферы межличностного взаимодействия.
Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители,
которые постараются соблюдать следующие правила:
— с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда;
— старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода, при этом чаще давайте малышу возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией;
— поощряйте любые попытки ребенка заговорить: ваш малыш заговорит только тогда, когда вы захотите его слушать;
— говорите с ребенком медленно, короткими и доступными фразами, не переходите на «детский язык», не допускайте «ненормативной лексики».
— уделяйте ребенку больше времени; чаще будьте рядом с малышом, в пределах его досягаемости, берите на руки: телесный контакт жизненно необходим.
— каждый день читайте малышу; ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас почитать;
— не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно.
— поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
— не сравнивайте своего малыша с другими детьми.
— помните, само собой ничего не происходит!
Обеспечьте своему ребенку необходимые условия для успешного развития, не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, — необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных речевых расстройств. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка.
Когда думаешь о ребенке, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю… Детский сад №134 города Тюмени «Веснушки». В Заречном микрорайоне города Тюмени расположился город радости для детей и взрослых под веселым названием «Веснушки».